Андрей Мошин: «Чувствую ответственность за подготовку тех, кто будет развивать нашу сферу в будущем»
Плюсы и минусы преподавания, какие качества нужны для работы со студентами, важность баланса — об этом и многом другом в нашей рубрике «Люди Московского Политеха». На вопросы отвечает Андрей Мошин, старший преподаватель кафедры «Техника низких температур им. П.Л. Капицы» Факультета химической технологии и биотехнологии.
Андрей Мошин родился в наукограде Черноголовка. В городе — семь научно-исследовательских институтов и три филиала, так что атмосфера науки окружает жителей с детства.
«Выбор направления был осознанным шагом. В 2015 году я поступил в Московский Политех на специальность "Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения". Эта область охватывает множество направлений — от климатической техники до систем жизнеобеспечения, без которых современный мир невозможно представить. Меня привлекла ее востребованность и практическая значимость».
Знакомство с Московским Политехом началось благодаря маме Андрея — именно она посоветовала обратить внимание на этот университет.
«Поступив, я понял, что сделал правильный выбор. Здесь я получил фундаментальные знания, которые позволили мне углубиться в науку и начать преподавательскую деятельность».
Преподавание для Андрея — не только работа, но и возможность делиться опытом, формировать мышление молодых специалистов и наблюдать, как они развиваются. Среди плюсов деятельности он отмечает следующие:
- Вдохновение — возможность видеть, как студенты открывают для себя мир науки, задают нестандартные вопросы, радуются успехам.
- Саморазвитие. Чтобы быть интересным преподавателем, нужно всегда держать себя в тонусе, углублять знания и искать новые подходы к обучению.
- Вклад в будущее.
«Я чувствую ответственность за подготовку тех, кто будет развивать нашу сферу в будущем», — подчеркивает Андрей.
Есть, по его мнению, и минусы. Во-первых, высокая ответственность, ведь важно найти подход к каждому студенту, особенно когда кто-то из них испытывает трудности, а во-вторых, сложность балансирования — совмещение преподавания, научной деятельности и личной жизни требует тщательного планирования.
— Должен ли, на ваш взгляд, преподаватель заниматься наукой?
— На мой взгляд, наука и преподавание — это две взаимодополняющие стороны. Занимаясь наукой, преподаватель остается в курсе актуальных исследований и может делиться с учениками знаниями, которые выходят за рамки учебников. Например, моя работа связана с фундаментальными исследованиями в области технологий 3D-биопечати и это дает студентам возможность и представление о междисциплинарных исследованиях, которые объединяют теплофизику и биотехнологию. Это мотивирует их изучать материал глубже и искать свое место в науке.
— Современные студенты — какие они?
— Они гибкие, энергичные, стремятся применять знания на практике. Они хорошо ориентируются в технологиях и быстрее адаптируются к новым инструментам. Однако иногда ребятам не хватает терпения и упорства.
— Что бы хотелось им пожелать, какие советы дать?
— Найти то, что вас по-настоящему вдохновляет. Когда учишься ради цели, процесс становится увлекательным. и не бояться трудностей. Именно через преодоление сложностей приходят настоящие знания.
— Вы у них чему-то учитесь?
— Студенты напоминают мне, что всегда можно смотреть на задачи с другой стороны. Их вопросы и идеи стимулируют меня пересматривать привычные подходы и искать нестандартные решения.
— Есть ли у вас уже секреты мастерства?
— Мой главный секрет — искренний интерес к теме и желание помочь студентам понять материал.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать преподаватель?
— Эмпатия, чтобы понимать, что каждый студент уникален. Гибкость, чтобы адаптировать объяснения и подходы под аудиторию. И умение вдохновлять — преподаватель должен быть не просто носителем знаний, но и источником мотивации. Самому мне нравится вдохновлять студентов, особенно на занятия научной деятельностью, и делиться опытом, чтобы они могли стать лучшими специалистами в своей области.
— Вы бы сами хотели такого, как вы, преподаватель?
— Думаю, да. Я стараюсь быть преподавателем, который не только объясняет теорию, но и показывает, как ее применять на практике.
— Что бы вы себе пожелали?
— Сохранять любопытство к науке, не терять вдохновения и всегда оставаться открытым к новым идеям. А еще — находить баланс между работой и личной жизнью, ведь это тоже важно для успешной карьеры.
Справка: в 2023 году молодой ученый получил грант им. В.Е. Фортова в рамках программы «Приоритет 2030» на свой научный проект «Нестационарный тепло– и массоперенос в микроструктурированных средах».