12
Ноября 2021

Юлий Калпин: «Настоящий фотограф – художник. Мне хотелось бы таким стать»

Инга Бородкина в рамках авторского проекта «Наши преподаватели» поговорила с одним из старейших работников нашего университета, профессором кафедры «Обработка материалов давлением и аддитивные технологии» факультета машиностроения Юлием Григорьевичем Калпиным.

Юлий Григорьевич, здравствуйте! Брать интервью у своего учителя – это непередаваемые эмоции и чувства. Мы с вами знакомы 39 лет! Вы были куратором группы МК-3 набора 1982 года. Перед началом нашей беседы я хочу передать благодарность лично от меня и от выпускников всей нашей группы. Мы с ребятами плотно общаемся и часто вспоминаем кафедру, преподавателей, вас и вообще студенчество.

У каждого студента и преподавателя по-разному происходит знакомство с нашим университетом. А как у вас началась история с Московским Политехом?

Когда я учился в первом классе (это было в 1944 году), наша учительница провела опрос «Кем ты хочешь стать?». Кто-то хотел стать лётчиком, кто-то танкистом, кто-то капитаном, кто-то шофёром. Только один ответил: «Инженером». Догадайтесь – кто? А по окончании школы почти все пошли в технические вузы: «физики в почёте». Конкурсы были огромные. Я долго ходил по приёмным комиссиям, пока меня не взяли в МАМИ (сейчас Московский Политех) на литьё. Потом я перешёл на давление. Оказалось – весьма интересная специальность.

По окончании института пять лет работал в авиационной промышленности. Потом вернулся в МАМИ, поступил в аспирантуру. После аспирантуры остался на кафедре преподавать.

Каким вы запомнили ваше студенчество?

В институте я учился с удовольствием. У нас были очень хорошие, добросовестные преподаватели: В.О. Гордон (черчение), Ю.С. Очан и В.Е. Шнейдер (математика), В.С. Щедров (термех), Р.В. Вирабов (ТММ), А.В. Ребельский (давление) и другие. Студенты учились хорошо. В нашей группе из тридцати человек окончили вуз 27, двое перевелись в другой институт. Многие студенты кроме учебы занимались спортом, писали стихи, которые помещали в стенгазеты. Мне запомнился, например, такой:

                                        Когда, не зная, вновь идёшь сдавать,

                                        Заранее себе могилу вырой:

                                        Очан тебе сумеет доказать,

                                        Что дважды два не есть четыре.

О вашем увлечении фотографией многие знают в университете. Оно началось в студенчестве?

Нет, много раньше. В 1948 году мне мать купила фотоаппарат «Любитель»; с тех пор я и снимаю, правда аппараты со временем меняются. В 2003 году глава поселения «Зеленоградский», где я живу сейчас, предложила мне в свободное время заняться выпуском местной газеты. Мне было интересно: могу ли я, чистый технарь, это делать. От небольших денег, которые она мне предложила, я отказался. Я делал репортажи, брал интервью, редактировал, фотографировал, верстал и готовый материал для газеты отвозил в типографию. Иногда мне поручали взять интервью у ветеранов, пожилых юбиляров. Я их снимал, записывал то, что они мне рассказывали. В газете публиковалось интервью и черно-белая фотография размером 6х8 см. Именно тогда я решил делать на своем цветном принтере большие портреты с обработкой в фотошопе и дарить всем старикам, которых снимал. Постепенно я этим увлекся. Начал снимать своих коллег, и вас я тоже, помнится, снимал.

Да, я помню ту съемку. Спасибо вам за прекрасную работу! У вас есть какой-то секрет, как получить хороший кадр?

Нет, особых секретов у меня нет. Чтобы получился живой снимок, человек не должен думать о съёмке, а должен вести себя естественно. Я просто наблюдаю, в нужный момент произношу «снимаю» и нажимаю кнопку. Говорят, получается неплохо.

Бывает так, что вы случайно увидели человека и вам обязательно захотелось его сфотографировать?

Да, такое со мной случалось. Бывают очень выразительные лица, особенно у пожилых. Я предлагаю им сфотографироваться. Как правило, на мое предложение соглашаются. Я получаю удовольствие от хорошего кадра, от того, что доставляю своими работами радость многим людям. Знаю, что профессионалы предпочитают черно-белое фото, но я пока не профессионал. Я делаю в основном цветные фотографии.

Мое мнение, вы – настоящий профессионал. Фотография – это сейчас модно. Можете дать совет начинающему фотографу?

Главный совет начинающему фотографу: при съемке следите за композицией (это самое трудное), освещением, фоном. Не снимайте портреты анфас или в профиль, освещение должно быть мягкое, главное – глаза человека, фон не должен отвлекать внимание от лица. Снимки, которые часто делают на фоне какого-нибудь объекта, я не люблю и сам так не снимаю. Ну, а вообще всё очень индивидуально. Советую посещать фотовыставки и найти свой кадр. Настоящий фотограф – художник. Мне хотелось бы таким стать, но я знаю, что до этого далеко. Это я понял, побывав на выставках настоящих мастеров.

Какое самое сильное впечатление у вас в жизни?

Самое сильное впечатление на меня произвела книга бывшего преподавателя нашего вуза, ныне пенсионера А.А. Кецариса «Математические обоснования новой физики». Вот это действительно великий учёный, уровня, например, тоже бывшего преподавателя МАМИ М.М. Вудынского, в свое время открывшего лазерный эффект.

Восхищаться работами и успехами своих коллег не каждому дано. Спасибо вам за ответ. Но я недавно узнала ещё об одном вашем удивительном увлечении -- вы пишете пародии!

Да. Это так. В начале восьмидесятых я был заместителем редактора нашей факультетской стенгазеты «Металлург» (редактор газеты Межов Анатолий Егорович, кафедра термех). Заметки в газету тогда писались по поручению партийного комитета по разнарядке, а готовили стенгазету студенты младших курсов под моим наблюдением. Однажды я прочитал в Литературной Газете пародию на стихотворение Р. Бёрнса в переводе С. Маршака «Финдлей». Стихотворение начиналось так:

                Кто там стучится в поздний час?

                «Конечно, я — Финдлей!».

Кто написал пародию, я не помню. Её начало таково:

                  Кто в дверь издательства стучит?

                  «Конечно, я — поэт!».

Мне она очень понравилась, и я деранул её, немного изменив:

                  Кто там заходит в деканат?

                  «Конечно, я — студент!»

Пародию опубликовали в газете. Я тогда ещё мало знал произведения наших знаменитых пародистов: А. Архангельского, А. Иванова, И. Иртеньева и др. Вскоре в МАМИ напечатали книгу стихов Антона Соколова, преподавателя с кафедры политэкономии. Там были и хорошие строчки, но также и явные ляпы. Я написал пародии почти на все его стихотворения, и пошло-поехало.

Юлий Григорьевич, это просто удивительно, ведь одной из студенток, которая писала прозу и стихи для газеты, была я! Помнится, как-то принесла Межову текст весь исчерканный-перечерканный (не успела переписать), а он посмотрел и сказал: «Ромашвили, я понимаю ваши творческие муки, но пишите в следующий раз разборчиво». Хорошая была газета и прекрасная команда. Спасибо вам!

Скажите, а как рождаются пародии?

Сначала должны родиться стихи. Когда у эмоционального человека возникают сильные чувства, он берётся за перо и отражает их в языке. В результате возникает текст, в котором все должно быть безупречно; никаких нестыковок, подобно тому, как на фотопортрете фон не должен отвлекать внимание от лица. Но так не всегда бывает. Тогда это пища для пародиста!

Приведу пример. В газете была опубликована подборка стихов, среди которых – такое четверостишье:

                             «Живу одна, без всяких правил.

                              Мне помогает вновь и вновь

                              Твоя любовь, что ты оставил,

                              Твоя всевышняя любовь».

Ехидный пародист сочинил:

                               «Хоть отбыл я в иные сферы,

                               Не доводи меня до зла.

                               Чуть-что, и я приму все меры,

                               Чтоб ты по правилам жила!»

Спасибо за интересную беседу!


Читайте также

Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Аб
Цветовая схема:
Изображения:
Оставить заявку
Заполните форму, и сотрудник университета свяжется с Вами
!
!
!
!
Приемная комиссия +7 (495) 223-05-23
Задать вопрос