14
февраля 2023

Владимир Миклушевский: «Университет воспитывает лидеров, умеющих управлять коллективом и работать над проектами»

Администрация Московского Политеха и студенческое сообщество обсуждают необходимость расширения возможностей студенческого самоуправления в университете. Эта инициатива поможет разбудить лидерские качества в молодых людях и покажет эффективность командной работы. О том, каким должен быть формат совместной работы, рассказал ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский.

– Владимир Владимирович, заключение Соглашения между студентами и администрацией вуза – это интересная и своевременная инициатива. Чего от нее ждете?

– Важно, чтобы мои ожидания совпали с ожиданиями студентов. В Соглашении мы должны прописать те права и обязанности, которые руководство вуза делегирует студентам. Студенты сами определят, какие задачи они готовы и способны взять на себя. Мы предполагаем, что в работе по Соглашению будет задействован студенческий актив – те ребята, которые свои лидерские качества уже проявили и подтвердили.

Процессы управления вузом сложные и далеко не всегда можно поделиться всеми полномочиями. Но там, где они делегированы, это должно восприниматься не как игра, а как взрослое и ответственное дело. Мы воспитываем не только инженеров, энергетиков, айтишников, журналистов и так далее. Мы воспитываем людей, которые умеют управлять коллективом, умеют работать над проектами. Мы воспитываем лидеров. И наша задача в том, чтобы пробудить лидерские качества, показать, что это такое, как это работает.

Объясню на примере: у нас есть обязательства в отношении поддержки студенческих инициатив, мероприятий и так далее. Участие студентов в реализации этих инициатив очень понятное. Оно не карикатурное и не формальное. Ребята берут на себя всю ответственность, но в пределах тех полномочий, которые мы можем делегировать. Понятно, что где-то мы можем делегировать полномочия на 100%, где-то – какую-то часть.

– Какими правами, обязанностями и ответственностью можно поделиться со студентами?

– Сейчас нам как раз и предстоит это определить. Работа над Соглашением и в рамках Соглашения – это довольно сложные задачи. Как говорил один мой учитель: чем дальше от вопроса, тем он яснее. Когда мы говорим про задачу в целом и общем, то вроде все понятно и просто. Как только приближаемся к конкретике, то возникают вопросы. И как только мы приступим к работе, эти вопросы неизбежно возникнут.

Самый простой пример совместной работы с обучающимися, который мы уже наладили в Московском Политехе – это стипендиальная комиссия. Студенты имеют право голоса, участвуют в разработке или корректировке положения о стипендии, участвуют в назначении стипендии. Эта действующая практика хорошо себя зарекомендовала.

Также студенты участвуют в деятельности комитета по качеству образования, который работает вместе с проректором по учебной работе. Это не должно сводиться к формальным заседаниям, я хочу видеть конкретный результат. Например, мы сейчас внедряем технологию коротких соцопросов студентов по окончанию того или иного учебного курса. Это важный элемент сбора обратной связи от обучающихся.

Взрослые иногда тормозят запуск простых и очень эффективных процедур обратной связи. Могу предположить, что это происходит из-за страха услышать о себе правду. Бояться не надо, мы должны слушать и слышать мнение студентов о работе преподавателей, пусть даже не всегда приятное.

Я слышал мнение, что студенты еще слишком маленькие и не могут квалифицированно оценить преподавателя. Очень даже могут. Мы в опросе не оцениваем уровень и глубину знаний. Мы оцениваем доступность информации, насколько она понятна, насколько мотивирует студентов проходить этот курс. Нам важно получить эффективный инструмент, который позволит это измерить. Важно, что опросы мы будем проводить после окончания курса и до экзамена, тогда результат экзамена не повлияет на позицию обучающихся. Чтобы не было обиды, например, за незаслуженно, как думает студент, поставленную тройку.

Забегая вперед скажу, что этот инструмент никак не должен влиять на зарплату и KPI, но должен влиять на продление контракта. Если студенты постоянно высказываются о преподавателе негативно, то с ним контракт скорее всего продлен не будет. Это нормальный клиентоориентированный подход.

ОСО_.jpg

– В чем еще можно и нужно делиться полномочиями со студентами?

– Уже сейчас мы можем поделиться полномочиями по поддержанию порядка в общежитиях. У нас большое хозяйство – 10 общежитий. Руководитель Студгородка Марина Лукашова не против поделиться ответственностью со студентами. Она в этом даже заинтересована. Марина сама прошла путь от студентки до руководителя Студгородка и очень хорошо понимает, как все устроено. Я тоже, когда был студентом, жил в общежитии и прекрасно понимаю, как это работает.

Речь идет и о контроле за сохранностью имущества общего пользования. Студенты будут сами отвечать за это, смогут вносить предложения по выявлению и наказанию виновных. Если случайно испортил – это другое дело, с кем не бывает. Но если целенаправленно, то должен возместить ущерб. Это нормальная практика.

Также мы можем поделиться со студентами ответственностью за места общественного пользования – спортивные комнаты, комнаты самоподготовки, коворкинги, и так далее. Сейчас ключ от этих помещений находится у коменданта. Он ушел – комната закрыта, а ключ кому-то отдать боится. И понятно, почему боится – он материально ответственный. В этой части должно работать студенческое самоуправление, которое берет ответственность за сохранность инвентаря.

Также мы хотим подключать студентов к простым бытовым и житейским вопросам, связанным, например, с нарушением распорядка, чтобы они сами с этим разбирались.

В моем студенчестве все происходило именно так. У нас был сильный студсовет с множеством полномочий, и с его позицией дирекция студгородка считалась. У нас в то время были очень понятные правила игры, и эти правила нам сейчас предстоит определить. Студсовет в мое время и сейчас – это настоящая школа лидерства на уровне студенческого самоуправления, апробация твоих управленческих качеств.

– Какую ценность для Московского Политеха имеет данное соглашение, какую пользу получит вуз и студенты?

– Мы углубляем управленческую практику. Можно на теоретических занятиях по менеджменту изучать все, что угодно. Но пока вы на практике не научитесь, например, антикризисным коммуникациям, проводить переговоры, отстаивать свою точку зрения, вести аргументированные споры, вряд ли вы станете хорошим управленцем.

Идея в том, чтобы часть управленческих функций отдать студентам, не задействуя сотрудников вуза. И главная причина моего желания в том, что такая работа эффективна. Уровень управленческих решений надо приближать к месту возникновения проблем.

Можно решать какие-то проблемы в кабинете ректора, а можно – в студсовете, непосредственно с нарушителем распорядка. Не думаю, что решение в кабинете ректора эффективнее. Даже уверен, что это менее эффективно. То есть, это очень простая и понятная история, которая называется «делегирование полномочий».

231A6812.jpg

– Как собираетесь строить диалог со студентами?

– Диалог у нас как раз очень хорошо построен. Наличие разных точек зрения как раз и есть признак диалога. Мы периодически встречаемся, у меня есть ощущение, что меня слышат.

Я предлагаю совместить эту работу с очень понятным подходом: есть рабочая группа, она определяет, допустим, 10-15 полномочий, которые студенты в состоянии на себя взять и освоить.

Однако эту работу нельзя строить хаотично, нельзя просить просто «накидать» идей и предложений. Это абсолютно неэффективный метод, потому что таких идей может быть невероятное количество, и это будет ящик Пандоры. Более того, с этим разобраться будет скорее всего невозможно. Если впоследствии вы не сможете реализовать все чаяния, у вас люди останутся обиженными, потому что вы попросили их высказать мнение, они его высказали, а вы не отреагировали.

Сейчас все полномочия в вузе исполняются не студентами, а сотрудниками университета. Давайте начнем с малого. Из большого количества полномочий, в которых могут участвовать студенты, возьмем 10 или 15. Не 50, и не 100, а только приоритетные направления. Мы поработаем по этим направлениям, добьемся результата и будем двигаться на расширение. У нас появится практика.

– То есть студенты могут высказывать свои инициативы и предложения?

– Конечно, они и выдвигают, а кто еще? Просто эту работу надо упорядочить и двигаться последовательно.

– А если студенты выскажут какое-то предложение, которое потребует финансовых средств? Вуз готов на это пойти?

– На что-то готовы, на что-то – нет. Совершенно очевидно, что мы не сможем поддержать все предложения. Проще это объяснить на примере спорта. Нам часто говорят: «Вот я хочу еще и этим заниматься». Если ты один хочешь, то скорее всего мы не пойдем на то, чтобы открывать секцию для одного человека. Это нерационально. Но если студентов 10-15 человек, тогда да, есть повод об этом подумать.

Мы не можем финансировать абсолютно все, потому что наш бюджет ограничен. Поэтому нужно выбирать приоритеты. Например, говорим, что есть такой-то бюджет, и в его рамках расставлять приоритеты. Это финансируем, а это – нет. Все решения, в том числе и студенческого самоуправления, должны быть ответственными. Они не должны приводить к раскачиванию финансовой ситуации в вузе, нарушать правила бюджетирования. Если ты предлагаешь какой-то дополнительный расход, тогда ты должен предложить источник дохода, либо сократить другие расходы. Это называется принципом сбалансированности бюджета.

– Что бы вы хотели увидеть через год?

– Год – это срок очень условный. Это ведь очень живой процесс, не формализованный, потому что если мы его забюрократизируем, то первыми, кто от него откажется, будут студенты. К анализу работы не обязательно возвращаться через год. Если вдруг очевидно, что сделана ошибка, то не нужно ждать, нужно поправить раньше.

То, о чем мы с вами говорим – это некий нормативный акт, назовем его нашим внутренним университетским законом. Дальше есть практика правоприменения. Работу нужно будет проанализировать и, наверняка придется внести какие-то изменения. Мы же не в вакууме находимся, меняется внешняя среда, внутренняя – студенты тоже меняются.

Для меня важно, чтобы в процессах вуза участвовали студенты. Мы должны работать вместе – обучающиеся и администрация вуза. Это довольно тяжелая, непростая работа. И кажущееся простым решение на самом деле таковым не является, чаще всего оно достаточно сложное. Вот это я и предлагаю студентам. Мы же не боги, чтобы не совершать ошибок. Где-то ошибемся, но не надо этого бояться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

ОСО1.jpg

Читайте также

Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Аб
Цветовая схема:
Изображения:
Оставить заявку
Заполните форму, и сотрудник университета свяжется с Вами
!
!
!
!
Приемная комиссия +7 (495) 223-05-23, +7 (495) 276-37-37
Задать вопрос