Владимир Миклушевский: «Надо меняться и перестраивать систему образования под новые потребности экономики»
Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский в интервью изданию «Ведомости» рассказал о «семье Политеха», новых магистерских программах Передовой инженерной школы электромобилестроения, возможностях обучения для иностранных студентов и «айтишников» и многом другом.
О системе образования
Мир очень быстро меняется, а система образования консервативна. Научно-педагогические школы развиваются десятилетиями, а система образования - это синтез динамики и консервативных начал. Важно, чтобы это было правильное сочетание. Сейчас Россия находится в рамках внешнего санкционного давления. Оно будет долгим, и все это понимают. Поэтому я абсолютно поддерживаю идею, что надо меняться и перестраивать систему образования под новые потребности экономики.
О Московском политехе
Вуз, который я принял в 2018 году, и какой он есть сейчас, сильно отличаются, и надеюсь, что в лучшую сторону. Мы плотно работаем над цифровизацией, развитием электронных сервисов, что очень сильно облегчает жизнь абитуриентам, студентам и преподавателям.
И конечно, очень важная задача, — это создание позитивной, творческой среды в вузе. Мне было очень приятно, когда студенты и преподаватели начали употреблять термин «Семья Политеха». Это не мной придумано, и это дорогого стоит. Мы всегда говорим о том, что выпускник школы, приходя в вуз, не только проходит профессиональную подготовку и овладевает hard skills, но и социализируется. Иногда социализацию воспринимают достаточно примитивно: человек просто находится среди людей, учится, работает. Но мы считаем, что soft skills не менее важны, чем профессиональные навыки. И поэтому много времени уделяем внеучебной работе.
Пробуя себя в творчестве, студент открывает новые способности, которые могут быть напрямую связаны с его последующей профессиональной деятельностью, а могут и привести к решению ее изменить. Многоуровневая система получения высшего образования «2+2+2» (два года получения базовых знаний по выбранной специальности, два года специализированных знаний по профессии и два года магистратуры), про которую президент России говорил два года назад, в таком случае самая правильная.
Когда человек приходит в вуз после школы, он не всегда точно осознает, что именно хочет. У него есть некое видение, которое сформировалось под влиянием определенных факторов, возможно, внешних и чаще всего еще в детстве. Понимать, что он хочет от своей профессии, человек начинает, когда проучится первые годы и познакомится с работодателями. Все это может привести к смене образовательной траектории. Случаев, когда человек отучился четыре-пять лет, а работает не по специальности - сотни.
О коррекции образовательных программ с работодателями
У вуза около 700 партнеров. Работодатели читают в Московском Политехе много курсов, а руководители основных образовательных программ обсуждают их содержание и форму с индустрией. Например, в индустрии горного дела считают, что им нужен специалист. Поэтому если вы будете готовить бакалавра, он останется без работы.
О международном сотрудничестве
Мы занимаем пятое место в Москве по числу иностранцев. У нас учится более 1660 иностранцев. Сейчас от сотрудничества с нами отказался только один вуз - литовский. Всего у нас еще 43 зарубежных партнера, так что пока отказ практически на уровне погрешности. Учатся у нас студенты из 66 стран, в основном из СНГ, но есть и Азия, и Европа.
И то, что основа — СНГ, мы считаем правильным. Это укладывается в логику указа президента о необходимости увеличить число обучающихся в России иностранцев, которые оставались бы у нас работать.
У стран СНГ остался русский язык, у нас остались с ними связи, им тут проще адаптироваться, встроиться. Нам требуются профессионалы, а не те, кто только улицы подметают. И людям, которые сюда приезжают, нужны социальные лифты.
О новой Передовой школе электротранспорта
Сейчас мы самостоятельно, без господдержки создаем Передовую инженерную школу электротранспорта. И делать мы ее будем с партнерами: “КАМАЗом”, «Автотором» и НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Условия финансирования очень простые — это договоры на выполнение работ в интересах партнеров. Оборудование мы будем покупать сами, используя внутренние ресурсы вуза. В этом году мы запускаем три магистерские программы в рамках этой инженерной школы: «Гоночный инжиниринг», «Инженерный дизайн», «Автомобильная мехатроника». Они будут работать по принципам «Физтеха» — глубокое погруженное дуальное образование.
Кроме того, у нас есть два собственных конструкторских бюро. Одному из них уже 25 лет, сейчас это группа коммерческих компаний, они работают абсолютно самостоятельно, университет их не финансирует.
Второе конструкторское бюро сейчас занимается проектом беспилотного автобуса «Smart шаттл» (четырехместный беспилотный автобус для парковых зон) и гоночными автомобилями. И мы хотим его дорастить до уровня первого, то есть, чтобы оно было абсолютно самостоятельным, настроенным на коммерческого заказчика. Обучать специалистов высокого уровня можно только на конкретных проектах. И это и есть суть магистратуры в нашем понимании, это и есть передовая инженерная школа.
Об обучении специалистов для IT-отрасли
Все, что связано с IT, очень востребовано. Это тренд и общероссийский, и мировой. И в Московском Политехе это тренд последних пяти лет точно, он был все время, что я работаю в университете. То, что правительство сейчас принимает такие меры, абсолютно правильно.
Сейчас в университете 24% студентов — это «айтишники». И на IT нам добавили 13% бюджетных мест. В прошлом году было 714 бюджетных мест на IT, в этом - 839 мест. Уверены, что плюсом будет еще много внебюджетников. В прошлом году у нас прирост внебюджетных студентов составил 60% по сравнению с 2020 г. Зачисленных «платников» на IT в 2020 году было 605 человек, в 2021 – 1072 человека. При этом средний проходной балл ЕГЭ вырос на 3 балла. А это важно, потому что чем больше вы наращиваете число студентов, особенно внебюджетников, тем больше у вас падает средний балл ЕГЭ.