В Предпринимательской Точке кипения Московского Политехнического университета 17 ноября состоялась встреча с представителями проекта «Солнечная регата». Кураторы проекта рассказали об истории команды, ее участии в соревнованиях и поделились системой поэтапной разработки лодок на солнечных батареях.
Историю первых «солнечных лодок» начал Алан Фриман в Англии в середине 1970-х. В Московском Политехе же лодки на солнечной энергии впервые появились благодаря проекту «Солнечная регата» в 2015 году. Команда Manta Ray уже восьмой год успешно реализует этапы создания лодки, совершенствуясь с каждым судном. Всего проект создал пять лодок: «Огонь», «Черная жемчужина», «Flying dutchman», «Valentina Queen» и «Murena». Каждая из них по-своему уникальна и обладает разными характеристиками.
Валентина Каплина, куратор проекта, поделилась, что первая лодка «Огонь» была построена буквально за три месяца. В проекте ее часто называют «самой солнечной». Уже в 2016 году она дебютировала в соревнованиях лодок на солнечной энергии в Нижнем Новгороде и во Владивостоке, заняв призовые места. У первого судна – скромные технические характеристики, однако именно работа над лодкой дала опыт, который в дальнейшем использовали при создании лодок нового поколения.
Самой «опасной» лодкой команды Manta Ray является вторая «Черная жемчужина», спроектированная в 2017 году. Кураторы с сожалением отметили, что ее конструкция вышла неустойчивой, а сама лодка была сложной в управлении. Лодка участвовала в соревнованиях всего лишь один сезон, но принесла призовые места в «Солнечной регате» как в России, так и за рубежом.
Лодка «Flying dutchman», спроектированная в 2017 году, получила статус самого быстрого судна благодаря возможности развить скорость до 41 км/час. У судна имеются мощные солнечные панели и двигатель, но низкий уровень выносливости.
После погружения в историю кураторы проекта Московского Политеха подробно рассказали о процессе создания лодки. По их словам, это очень кропотливый процесс, который требует тщательного подхода на каждой ступени реализации проекта.
Первым этапом является первоначальная разработка концепта лодки. «Мы не можем просто взять и построить ту идеальную лодку, которую мы хотим, – подчеркнула Валентина Каплина. – Сначала мы изучаем регламент соревнования и решаем, какую лодку сможем произвести. Только после этого и происходит разработка концепции».
Следующие этапы представляют собой разработку 3D-модели и расчет гидродинамики. Второй куратор проекта Артём Горновский отметил, что именно от расчета гидродинамики зависит, сможет ли лодка держаться на воде.
Заключительными шагами являются подготовка к строительству и само строительство. На этапе подготовки для склеивания и сшивания фанерных листов создается стапель – специальная форма, куда укладываются листы. Благодаря стапелю строительство лодки упрощается. Затем корпус сшивается и склеивается по технологии «Stitch & glue», покрывается стеклотканью и промазывается эпоксидной смолой.
Затем финальные испытания готовых лодок проводят в Измайлово, дорабатывают погрешности и отправляют на участие в конкурсах.
«Вот и весь секрет наших лодок. Ничего здесь сложного нет. Однако за каждой лодкой стоят месяцы работы и труд целой команды», – заключила Валентина Каплина.