В Московском Политехе проходит обучение представителей вузов России по организации проектной деятельности
Более 30 сотрудников из разных университетов страны прибыли в Московский Политех, чтобы пройти эксклюзивную программу повышения квалификации «Организация проектной деятельности в университете». В течение нескольких дней представители вузов Мордовии, Ставрополья, Краснодара, Адыгеи, Перми, Томска, Тамбова, Новокузнецка, Санкт-Петербурга будут перенимать опыт Московского Политеха в этом направлении.
В рамках программы слушатели подробно ознакомятся с разными сторонами организации проектной деятельности. Опытом ее реализации с ними будет делиться руководитель Центра проектной деятельности (ЦПД) Иван Петухов. Им расскажут о нормативно-правовом обеспечении, локальной нормативной документации Центра проектной деятельности (ЦПД), формировании учебных планов преподавателей, структуре системы ключевых показателей эффективности работы преподавательского состава, экспертизе и критериях оценки проектов. Кроме этого, они узнают о том, как готовить тематику, в частности научную, проектов и как взаимодействовать с партнерами. Для них пройдет выставка проектов ЦПД, разработка и защита проектов в группах и многое другое.
В приветственной речи проректор по учебной работе Гюзель Шарипзянова отметила, что Московский Политех рад поделиться всеми своими наработками, которые помогут присутствующим поставить работу в своих учебных заведениях, а также избежать ряда ошибок в начале процесса или при трансформации проектной деятельности.
Гюзель Шарипзянова познакомила слушателей с историей становления в Московском Политехе проектного направления. Для вуза, который создан путем объединения нескольких учебных заведений, именно проектная деятельность стала в свое время связующим интеллектуальным звеном.
Дисциплина «Проектная деятельность» впервые появилась в учебном плане в сентябре 2014 года. В ноябре того же года 650 студентов приступили к работе над проектами. На сегодня этой деятельностью охвачены 7400 студентов бакалавриата и специалитета. Ребята выполняют более 160 междисциплинарных проектов и дисциплин, развивают креативное мышление, цифровые и надпрофессиональные навыки, учатся работать в команде и так далее.
Отдельно Гюзель Шарипзянова остановилась на важности междисциплинарной природы проектов.
«Во-первых, в нашем вузе на одной площадке собрались художники, урбанисты, инженеры, химики и многие другие. Во-вторых, мы исходили из понимания, что если автомобиль будут создавать только инженеры, скорее всего он поедет, но при этом будет ли он красивым, продаваемым, адекватным по цене? Поэтому мы собираем на проект инженеров, конструкторов, дизайнеров, маркетологов, химиков. В сотрудничестве ребята начинают понимать важность совместной работы. В программах у нас начали появляться дисциплины, а в рамках проектного модуля микрокурсы, которые восполняют недостающие знания», – сказала она.
Гюзель Шаприпзянова привела цитату известного физика Петра Капицы, который сто лет назад исповедовал такой же подход к обучению специалистов: «По моему мнению, хороших инженеров мало. Хороший инженер должен состоять из четырех частей: на 25% - быть теоретиком; на 25% - художником (машину нельзя проектировать, ее нужно рисовать – меня так учили, и я тоже так считаю); на 25% экспериментатором, т.е. исследовать свою машину; и на 25% он должен быть изобретателем. Это очень грубо, могут быть вариации. Но все эти элементы должны быть».
Проректор по учебной работе также подчеркнула, что результаты проектной деятельности сказываются на всех направлениях деятельности университета – на работе над стратегическими проектами вуза, в том числе в рамках «Приоритета 2030», и на цифрах, отмеченных в мониторинге эффективности Минобрнауки РФ. Выросло качество набора на первый курс и процент трудоустройства выпускников – он достиг в прошлом году 94. Это связано с тем, что индустриальные партнеры работают со студентами Московского Политеха начиная со второго курса и имеют возможность отбирать себе на производство целые команды уже готовых специалистов
Слушатели активно задавали спикеру вопросы, их интересовал, например, механизм формирования студенческих команд, есть ли единая платформа для управления проектной деятельностью, как Московский Политех взаимодействует с индустрией и с общеобразовательными учебными учреждениями, ведь только среди московских школ у вуза более 350 партнеров.
Совершенствование проектной деятельности и тиражирование лучших практик в этой сфере является одним из приоритетов Программы развития Московского Политеха в рамках программы «Приоритет 2030».