04
августа 2022

Ректор Московского Политеха: «Инженерное образование должно быть практико-ориентированным»

Каким должно стать инженерное образование в условиях санкций, как компании могут участвовать в подготовке кадров под свои нужды, может ли Россия создать свой автомобиль? Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский ответил на вопросы информационного агентства «Интерфакс».

О ходе приемной кампании 2022 года

– Количество абитуриентов  примерно на 5% больше, чем в прошлом году. Естественно, от направления к направлению цифры разнятся, но по ряду специальностей конкурс будет очень большой — до 20 человек на место.

Число бюджетных мест также ежегодно увеличивается. Например, на IT за год прирост составил 13%: в прошлом году было 714 мест, а в 2022 году уже 839 бюджетных мест.

В Московском Политехе плановый набор по Москве в 2022/2023 учебном году составит 2 тыс. 132 бюджетных места и еще не менее 1 тыс. 550 мест выделено для «платников».

У нас соотношение между бюджетниками и тем, кто идет на платное обучение, примерно 60/40. Бюджетников — 60%, «платников» — 40%. Так было по прошлому году, думаю, что ситуация сохранится.

Об интересе молодежи к инженерным специальностям

– Если говорить про инженерное образование в целом, то интерес к нему возрастает. В топе у абитуриентов направления, связанные с транспортом. На программе «Перспективные транспортные средства» в этом году побиты все рекорды по заявлениям.

Также пользуются спросом IT и креативные направления. IT — самый большой факультет в Московском Политехе, 24% студентов — это «айтишники». И это правильно. Сейчас без IT в любой отрасли инженерных знаний двигаться бессмысленно, да и практически невозможно.

Об иностранных студентах

– Мы не видим сокращения. Мы пятый вуз в Москве по количеству иностранных студентов. К нам они с удовольствием едут учиться. В основном, ближнее зарубежье: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Казахстан. Мы этому рады, потому что такая география дает возможность поддерживать связи между странами. По большому счету, одна из задач, которая стоит перед российскими вузами, – повышать уровень знаний студентов из СНГ и создавать все условия, чтобы после окончания вуза иностранцы оставались жить и работать в России.

Если говорить о цифрах текущего набора, то почти 700 иностранных студентов из 66 стран мира уже подали документы на поступление в Московский политехнический университет, в основном, повторюсь, это граждане стран СНГ, но также есть заявления от абитуриентов из Марокко, Сербии, Вьетнама и других стран. 

О Передовой инженерной школе и престиже профессии инженера

– Я не отношусь к тем скептикам, которые считают, что профессия инженера стала непрестижной. На инженерные направления шли всегда. Был определенный провал в 1990-е годы, но ситуация изменилась. В Московском Политехе есть направления бакалавриата, связанные с гоночными автомобилями, там конкурс примерно 40 человек на место.

В этом году мы открыли Передовую инженерную школу (ПИШ) электротранспорта по трем магистерским направлениям: «Гоночный инжиниринг», «Автомобильная мехатроника», «Инженерный дизайн». В магистратуре ПИШ мы будем готовить супер-инженеров, многопрофильных специалистов, которые могут быть конструкторами, технологами и дизайнерами в одном лице. 

В логику и концепцию Школы заложено параллельное проектирование. То есть дизайнер, конструктор и технолог получат профильное образование, но при этом они будут профессионально разбираться в смежных дисциплинах и понимать, как устроены процессы работы коллег, с кем работают в команде.

В Московском Политехе созданы два собственных конструкторских бюро: одному 25 лет, другому — 15. С нами работают именитые партнеры. Это «КАМАЗ», «Автотор» — крупнейшее в мире контрактное автосборочное предприятие, которое сейчас переходит на конструирование собственного электромобиля, и ему предстоит освоить новую и незнакомую ранее деятельность. 

Третий широко известный партнер — НАМИ (Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»), который сделал «Аурус».

Каждый из трех партнеров занимается собственными разработками. Мы в основном будем специализироваться на легковых электромобилях, хотя готовы решать отдельные задачи «КАМАЗА» в части грузовых автомобилей.

О подготовке конкурентоспособных кадров

– У Московского Политеха сейчас около 700 партнеров, с которыми мы работаем над разными проектами.

Кроме того, у нас много преподавателей из индустрии, которые обучают наших студентов. Это очень важный фактор. Мы — практико-ориентированный вуз, и одни из первых в стране внедрили такой обязательный и для бакалавриата, и для специалитета предмет, как проектная деятельность. Это конкретные проекты, которые студенты во время обучения делают по своему направлению подготовки, и на выходе из вуза это дает им реальные практические навыки.

Интервью полностью здесь

 

 

Читайте также

Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Аб
Цветовая схема:
Изображения:
Оставить заявку
Заполните форму, и сотрудник университета свяжется с Вами
!
!
!
!
Приемная комиссия +7 (495) 223-05-23, +7 (495) 276-37-37
Задать вопрос