«Один яркий момент — студенчество»: интервью с аспирантом Московского Политеха
Аспирантура считается третьим уровнем высшего образования. Традиционных занятий в аспирантуре намного меньше и основное внимание уделяется научно-исследовательской работе. Целью получения ученой степени задался и аспирант факультета химической технологии и биотехнологии Сергей Матвиенко. За годы обучения в Московском Политехе Сергей получил высшее образование, стал магистром, а заодно проявил себя во внеучебной деятельности. О балансе научной и общественной деятельности, карьерных возможностях выпускников и главных моментах студенчества Сергей рассказал в интервью.
- Сейчас ты аспирант, почему решил продолжить заниматься научной деятельностью в университете?
Выбор был несложный — по аналогии с бакалавриатом и магистратурой. Во время обучения в магистратуре заниматься исследовательской деятельностью было интересно, мне нравится узнавать что-то новое, особенно в те моменты, когда информация начинает складываться в один пазл, нейронные сети начинают формироваться. От этого получаю особое приятное чувство. Так я понял, что да, нужно пытаться попасть в аспирантуру. Увидел, что по моему направлению нет аспирантуры в университете, есть только что-то смежное. И вот нашел свой вариант на химбиотехе. Направление у меня называется «Машиностроение. Машины, агрегаты и технологические процессы».
- Какие навыки, которые тебе понадобились как в жизни, так и в профессиональной деятельности, ты приобрел за время учебы?
Наверное, в первую очередь — организованность. Мне очень нравится организовывать рабочие пространства, в которых потом в дальнейшем работаю. У меня было очень много разных проектных деятельностей — это и учебная дисциплина на бакалавриате, и рабочие группы по разным проектам, в которых работал. В общем, все, что связано с планированием и организацией работы — вот эти навыки очень сильно пригодились. Ведь чтобы провести исследование, эксперимент, нужно все заранее подготовить, найти информацию, структурировать ее. И это умение у меня как раз-таки выработалось благодаря учебе на бакалавриате, в магистратуре и с помощью внеучебной деятельности. Еще один полезный навык — выступления на публике. Мне приходилось много выступать, например, перед первокурсниками, потому что в свое время был куратором. Этот умение, кстати, очень пригодилось во время защиты не только рефератов, докладов, а еще и выпускных квалификационных работ. Не менее важно — умение коммуницировать. За время обучения успел пообщаться с большим количеством людей по разным причинам: с кем-то общался, с кем-то работал, с кем-то просто случайно встретился. В процессе вырабатывается умение подбирать нужные слова, акцентировать внимание на важных моментах и многое другое. И мне это нравится.
- Ты сказал про проектную работу. А есть ли какие-то кейсы, которыми ты особенно гордишься?
На самом деле, любым проектом, где удавалось поучаствовать, горжусь. В первую очередь горжусь кураторской деятельностью, потому что в какой-то момент осознал, что для меня вся работа, которая происходит внутри объединения — это тоже своего рода проект. Нужно проводить исследования, аналитические работы, чтобы сделать определенные выводы и правильно скорректировать вектор деятельности. В свое время мы с Анной Сазоновой, одним из руководителей кураторов, разработали «Совет кураторов», который позволил весь функционал объединения грамотно распределить по направлениям. Это сейчас и нас, руководителей, разгрузило, и ребятам дало больше возможности себя проявить в тех направлениях, которые им были интересны. Еще мы пишем заявки на гранты. Так, в прошлом году выиграли грант на реализацию форума донорского движения «От сердца к сердцу», где делились опытом нашего университета.
- Можешь рассказать, почему решил пойти в магистратуру?
Переходя на четвертый курс бакалавриата, понимал, что мне нравится студенческая жизнь, хотелось бы дальше заниматься студенческими внеучебными объединениями, плюс мне хочется получать новые знания, постигать новые для себя сферы. Так как магистратуры по радиотехнике в нашем университете нет, то начал рассматривать другие варианты. Подумал, что для меня было бы интересно 3D-моделирование и нашел для себя аддитивные технологии. Подаю заявку, прихожу на экзамены и понимаю, что большую часть вопросов хорошо знаю.
- Как прошла твоя магистратура? Чему было посвящено это время?
Время магистратуры пролетело достаточно быстро. Если честно, даже скучаю немного, потому что только на втором курсе разогнался, а тут уже выпускаться. Мне, во-первых, понравился мой научный руководитель, его сосредоточенность, подход к работе. Учеба шла в таком порядке, что вечером у нас занятия и параллельно уже пишется диплом. Тема диплома была интересная для меня, связанная с исследованиями материала. Изготавливал образцы из пластика — печатал на своем 3D-принтере. Дальше эти образцы проверял на прочность и устойчивость к воздействию различных сред: помещал образцы в щелочь, кислоту, воду, оставлял на улице, на стенде перед ультрафиолетовой лампой. Окончил магистратуру с красным дипломом. Параллельно занимался внеучебной деятельностью, точно такой же, как и раньше, больше всего посвящал времени кураторству.
- Как ты выбирал будущую специальность?
Сдавал ЕГЭ по физике, базовой и профильной математике, информатике и обществознанию и выбрал несколько направлений, одно из которых было радиотехника. В целом этот выбор был очевиден, потому что у меня и отец тоже заканчивал в свое время радиотехнику, и мне нравилось копаться в микросхемках, что-то паять, что-то собирать.
- Почему ты выбрал Московский Политех, будучи одиннадцатиклассником?
Московский Политех привлек дизайном сайта — очень понятный. Достаточно быстро разобрался, как зарегистрироваться, как подать заявление, что дальше делать. Понял, что в университете действительно заботятся о том, чтобы доступно донести информацию до абитуриентов.
- Знаем, что ты активист во внеучебной деятельности. Расскажи, чем именно ты там занимаешься?
Люблю про нее говорить, потому что живу ей с первого курса. И рад, что администрация университета это поддерживает. Сейчас являюсь одним из руководителей студенческого общественного объединения «Кураторы Московского Политеха». Мне нравится эта должность, которую занимаю уже почти три года. Сначала был просто куратором, потом организовывал «Школу кураторов», после чего меня заметили и предложили стать руководителем. На первом курсе бакалавриата попробовал все: участвовал в творческом фестивале «Первокурсник», был фотографом студенческого медиацентра «ЭхоПолитеха», прошел «Школу кураторов», был в сборной по парусному спорту, состоял в Волонтерском центре, был вожатым в студенческом педагогическом отряде «Добро». В какой-то момент начал образовываться Объединенный совет обучающихся, и я подумал, что это замечательная возможность поучаствовать в развитии университета. Мне нравится заниматься внеучебной деятельностью и рассказывать о ее возможностях.
- Какое у тебя самое яркое воспоминание или впечатление за время студенчества?
Сейчас попробовал представить, даже глаза закрыл. Первое, что мне в голову приходит — это невероятные закаты, когда занимался парусным спортом в вузе. Второе — как выходил на фестиваль «Первокурсник», когда мы поставили сценку, отыграли, стояли уже в конце вместе со всеми, и пришло ощущение, что мы сделали этот крутой фестиваль интереснее. Как поехали в совместное путешествие во Владивосток с активистами нашего университета. А еще — когда команда выигрывает грант, реализовывает его. Положительных моментов было очень много, хотя, наверное, это все один яркий момент — студенчество.
- Аспирантура — это научная деятельность, кураторство — общественная деятельность. Как ты видишь свою будущую профессиональную область? Чем ты планируешь заниматься?
У меня лично есть выбор. Могу заниматься проектной деятельностью — то есть организовывать различные команды, могу вместе с ними ставить цели и достигать их. Дальше могу заниматься какой-то аналитической работой: собирать информацию, структурировать ее, оформлять в таблицы и презентации. Также мне нравится общаться с людьми, возможно, это позволило бы мне заниматься HR-деятельностью, почему бы и нет. Могу углубиться в научную деятельность, проводить исследования, узнавать новое о мире, о том, что нас окружает. Было бы интересно попробовать себя в этой роли. Потенциально могу быть и конструктором, разработчиком и инженером. Думаю, что обязательно найду свой идеальный вариант.
- Можешь дать совет первокурсникам, которые только начинают учебу в Московском Политехе?
Не нужно бояться совершать ошибок, их, наоборот, надо совершать. Нужно просто держать эту мысль в голове и действовать, ведь есть много возможностей во время студенчества. Важно постоянно стремиться делать что-то новое и развивать то, что есть сейчас. Чем шире кругозор, тем “прозрачнее” становится мир вокруг. Вперед! К новым вершинам! Все обязательно получится, главное — верить в это.