Аспирантка Московского Политеха представила систему управления вузом на основе цифровых двойников
Аспирантка Московского Политеха Алина Александрова разрабатывает инновационную комплексную систему управления деятельностью вуза на базе цифровых двойников. Проект призван существенно повысить эффективность образовательного процесса, используя виртуальные копии учащихся для моделирования и анализа их индивидуальных учебных траекторий.
Цифровой двойник студента представляет собой подробный цифровой профиль, содержащий уникальные сведения о потенциале и достижениях учащегося. Применение технологий больших данных и машинного обучения позволит на основе этого профиля предложить каждому студенту персонализированную траекторию профессиональной подготовки, наиболее подходящую для него.
Внедрение системы управления на базе цифровых двойников сулит университетам множество преимуществ. Она повысит экономическую эффективность за счет оптимизации использования ресурсов и логистики, позволит снизить риски путем моделирования сложных сценариев в безопасной виртуальной среде, обеспечит масштабируемость и адаптивность к изменяющимся условиям.
Кроме того, анализ данных цифровых двойников предоставит ценную информацию для принятия качественных управленческих решений на всех уровнях - от преподавателей до администрации вуза. Но главное — внедрение подобной системы позволит значительно улучшить результаты успеваемости студентов за счет персонализированного подхода, основанного на цифровом профиле, что сделает обучение более целенаправленным и увлекательным, повысит вовлеченность учащихся и их удовлетворенность образовательным процессом.
Ожидается, что система управления на базе цифровых двойников изменит подход вузов к управлению своей деятельностью и выведет высшее образование на качественно новый уровень. Доклад Алины Александровой вызвал серьезную дискуссию. Обсуждался широкий спектр вопросов, в том числе вопросы информационной безопасности проекта. Идеи и рекомендации будут в дальнейшем использованы в работе.
По словам Кирилла Пителинского, научного консультанта проекта, «теперь стало возможно оптимизировать образовательный процесс с помощью цифровой копии студента - его цифрового двойника. Применение технологий больших данных и машинного обучения позволит на основе цифрового профиля обучающегося предложить наиболее подходящую для него индивидуальную траекторию профессиональной подготовки».
«В итоге, вместе с обычным дипломом кандидата на вакансию работодатель получит возможность подробно изучить знания, навыки и умения претендента на основе его цифрового профиля, сформированного в вузе. Это позволит подобрать наиболее подходящего сотрудника», — подчеркнул Кирилл Пителинский.
Доклад о разработке системы управления на базе цифровых двойников был представлен Алиной Александровой 23 мая 2024 года на Международном научно-практическом семинаре молодых ученых «Цифровизация общества: современное состояние и перспективы», организованном Московским политехническим университетом в сотрудничестве с ведущими вузами России, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.