Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет

Андрей Николаенко: «Мы стремимся вперед и чтим традиции»
интернет-издание
10.04.2017
СМИ: Журнал «Столица Москва»

01

В 1864 году в Москве открылась маленькая ремесленная школа, известная впоследствии как Комиссаровское техническое училище. Но в XIX столетии мало кто мог предположить, что в веке XXI-м оно превратится в один из мощных российских вузов – Московский политехнический университет, объединивший под своим крылом сразу несколько высших учебных заведений России. О том, чем живет вуз сегодня, какие планы строит на будущее, журналу «Столица Москва» рассказал ректор Московского Политеха Андрей Николаенко.

– Андрей Владимирович, Московский Политех за свою более чем 150-летнюю историю видел всякое, не раз менял названия и пережил не одну реформу. Что изменилось после реорганизации 2016 года? Какие возможности университет приобрел, можно ли говорить о его уникальности в сравнении с другими техническими вузами России?

02

– Хочу сразу заметить, мы не можем называться исключительно техническим вузом в связи с тем, что после слияния с Московским государственным университетом печати имени Фёдорова, широко известным в журналистских кругах как профильный вуз в сфере массмедиа, мы объединяем различные образовательные программы. Да, преимущественно Политех ведет подготовку специалистов по инженерным специальностям. Но у нас появились интересные и достаточно редкие направления – к примеру, «графика», «журналистика», «издательское дело» и т.д. Мы стремимся вперед, вместе с тем, чтим традиции каждого из вузов, которые влились в состав Московского Политеха: МАМИ, Московского государственного индустриального университета, Московского государственного университета инженерной экологии, Московского государственного металлургического вечернего института, Московского государственного открытого университета имени Черномырдина, наконец, Университета печати. У каждого из перечисленных учебных заведений есть свои научные школы. Все лучшее, что было в этих вузах, мы стараемся активно развивать, и в нашем солидном коллективе выявить сильные стороны и продвигать их. В чем преимущества от объединения? Прежде всего, это привлечение и использование новых ресурсов. А самое важное – мы получили возможность повышать качество образования путем междисциплинарного взаимодействия.

03

Что касается наших отличий от других вузов – у нас действительно много различных направлений подготовки. Мы можем привлекать талантливых абитуриентов из-за рубежа и из российских регионов, количество общежитий позволяет нам делать это. Вместе с тем, мы глубоко реформируем образовательный процесс. Ставка, в первую очередь, делается на партнеров политеха – работодателей наших выпускников. Партнеры имеют возможность влиять на содержание образовательных программ, в т.ч. за счет того, что входят в экспертные советы факультетов. Руководители образовательных программ – тоже зачастую люди из отрасли, они преподают сами и привлекают к преподаванию своих коллег. Еще одно наше важное отличие – мы активно внедряем новые технологии в образовательный процесс, прежде всего это касается проектного обучения. Это обязательная дисциплина с первого курса, в рамках которой ребята разрабатывают тот или иной инженерный объект. Это делает учебный процесс более гибким, позволяет нашим студентам не просто заучивать сухую теорию, но и применять знания на практике, что делает их интересными для работодателей.

04

– Сколько абитуриентов вы готовы принять в настоящее время?

– В 2017 году на бюджетные места мы примем порядка 1700 студентов, плюс согласно прогнозному плану еще около 2000 человек мы намерены набрать на платной основе.

– В марте вы выступили на Всероссийской интерактивной дискуссии «Найди свое идеальное рабочее место». Диалог с участием большинства российских регионов был оживленным и насыщенным. Что вы считаете наиболее важным в проф­ориентационной работе со школьниками? Как помочь им не ошибиться в выборе профессии?

– Мы сотрудничаем с Департаментом образования Москвы, который некоторое время назад запустил проект инженерных классов в столичных школах. Наш вуз принимает активное участие в этом проекте, мы видим интерес школьников к инженерным специальностям и считаем одной из своих приоритетных задач работу с будущими абитуриентами. Кроме того, в университете работают кружки по нескольким направлениям подготовки: автомобилестроение, электроника и программирование, прототипирование, моделирование транспортных роботов. А еще в 2016 году наш университет наряду с Томским и Питерским политехами учредил Олимпиаду НТИ. В чем ее особенность? В том, что она инженерная и командная. Если традиционные олимпиады ориентированы на выявление ярких, талантливых одиночек, то здесь мы исходим из того, что наибольшая эффективность в создании новых продуктов, реализации свежих идей достигается, когда работает команда. Иногда на олимпиаду выходят команды, которые сформировались в школе, а порой отдельные талантливые старшеклассники объединяются в команды прямо на олимпиаде. 29 марта этого года состоялся финал Олимпиады НТИ: были представлены интереснейшие проекты, связанные, например, с автономными транспортными системами, новыми структурами и материалами, энергетикой. На мой взгляд, такой формат состязаний мотивирует школьников уже с 14–15 лет к выбору будущей профессии.

05

На Ярославском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» я читал лекцию школьникам – гостям мероприятия – и заметил главное: горящий взор мальчишек и девчонок. Есть ощущение, что следующее поколение студентов будет еще более талантливым, чем сегодняшнее. За ними будущее. Способный, талантливый инженер получает сегодня хорошие деньги за свою работу. При этом в стране серьезный дефицит инженерных кадров. Скорее всего, он будет ощущаться еще довольно долго, но мы здесь и сейчас видим повышение интереса молодежи к инженерному направлению.

– А какие специальности сегодня наиболее популярны в вашем вузе?

– Транспорт, информационные системы, химические и биотехнологии. В почете – новое направление «Современная космонавтика», где с первого курса ребята учатся конструировать спутники. А еще в тренде «Дизайн». Специалисты, учившиеся на этой кафедре, очень востребованы, их охотно трудо­устраивают к себе автомобильные концерны, и наши выпускники работают во всех известных в мире компаниях-автопроизводителях.

06

– Какими компетенциями должны обладать выпускники, чтобы найти достойную работу? Есть ли в университете образовательные практики, которые позволяют эти компетенции наработать?

– Мы исходим из главного принципа: студент должен знать базовые дисциплины. Но при этом он обязан уже в процессе обучения понимать, как теория может ему пригодиться в деле. Особенность наших инженерных образовательных программ заключается в том, что студентам преподают те разделы дисциплин, которые применимы в реализации выбранного ими проекта. Тематика проекта может быть самой разной – об их разнообразии можно судить, например, по таким цифрам: в 2016 учебном году 3200 наших студентов приняли участие в более чем 100 проектах. Но самая, конечно, известная проектная деятельность – это разработка транспортных средств, болидов и электробайков, которые наши студенты начинают конструировать 1 сентября, а заканчивают – весной или летом на международных инженерных соревнованиях. В прошлом году они проходили в Барселоне, а в 2017-м наша команда поедет в Германию, где будет соревноваться с сотней команд из высших учебных заведений со всего мира. В работе над проектами наши студенты получают полезные навыки – работать в команде, правильно распределять обязанности, соблюдать технические требования. Плюс, готовясь к международным соревнованиям, студент подтягивает английский язык – без него современный инженер не способен нормально работать. Кстати, востребованность студентов, участвовавших в международных соревнованиях, на рынке труда гораздо выше.

07

– Как развивается ваше партнерство с российскими индустриальными компаниями, с бизнес-сообществом?

– У нас более 200 устойчивых парт­неров. Мы понимаем, что таких советских понятий, как распределение и целевой заказ, уже нет. А потому деловых партнеров должно быть как можно больше. Каждый наш студент может разместить в специализированном разделе на сайте университета свое портфолио. И у работодателей есть возможность выходить на контакт с ребятами без посредников. Что касается наших партнеров – я могу выделить предприятия «Ростеха», компанию «Росэлектроника», в частности. Мы плотно сотрудничаем с гигантами автомобильной отрасли. С такими фирмами, как НПО «Сапфир», «Салют», «Сименс». Более двух третей наших выпускников работают по профилю, 65% ребят устраиваются по специальности в первый год после выпуска, а по некоторым направлениям подготовки этот показатель доходит до 85%. Многие, кстати, начинают работать уже со старших курсов.

– Тренд современного образования – интернационализация. Как у вас поставлено международное сотрудничество?

– Мы активно расширяем сеть наших международных партнеров. Не так давно был подписан договор о взаимодействии с компанией General Motors. В соответствии с ним у нас появится возможность изучить базу проблем, с которыми сталкивается эта фирма, и использовать свои ресурсы для их нейтрализации. Другой наш интересный и системный партнер – компания Hyundai. Более 7 лет, начиная с 2009 года, мы направляем туда студентов, равно как и в Ульсанский университет, который компания Hyundai и учредила. Наши студенты в этом современнейшем вузе проходят включенное обучение в течение семестра. Причем за счет корейцев это социальный проект, но он выгоден нашим партнерам: прошедшие обучение ребята в дальнейшем работают в структурах, прямо или косвенно относящихся к корейской корпорации. Ведь это не только автоконцерн, но и гигант, занимающийся судостроением, металлургией и т.д. Кроме того, мы сотрудничаем с германскими, итальянскими вузами по разным профилям деятельности.

08

– Какие стратегические задачи стоят перед университетом сегодня?

– Необходимо теснее работать с предприятиями столицы, для которой мы готовим кадры. Нам нужно четче учитывать специфику кадрового рынка Москвы. Активнее выстраивать работу со столичными структурами. А поскольку университет пережил ряд реорганизаций и теперь имеет более чем 15 локаций в разных округах Москвы, мы ставим перед собой стратегическую задачу сгруппироваться в едином кампусе, возможно, в новой Москве. Для чего? Это позволит создать современнейшую инфраструктуру, привлекать лучших преподавателей. Мы хотим, взяв за основу лучший мировой опыт, построить в столице современный кампус Московского Политеха, чтобы вуз работал как единый организм.

Теги:

← Вернуться к списку

Яндекс.Метрика