Доступная среда
Информация для абитуриентов и студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья и возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
О специально оборудованных учебных кабинетах;
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Наименование объекта | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека 1 | ул. Автозаводская, д. 16, к. 2 | 674,1 | 90 | да |
Библиотека 2 | ул. Прянишникова, д. 2А | 910 | 54 | да |
Библиотечно-информационный центр университета, представленный по адресам: Москва, ул. Автозаводская, 16, стр. 5, Москва, ул. Прянишникова, д. 2А, осуществляет обслуживание обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- обеспечивает доступность к книжным фондам и электронным ресурсам библиотеки;
- принимает заказы на издания и другие документы (дистанционно);
- подбирает и доставляет литературу и другие документы к месту пребывания обучающихся в университете;
- оказывает помощь в работе с электронным и карточным каталогом;
- организует доступ (удаленный доступ) к электронным библиотечным системам (ЭБС) и другим электронным ресурсам.
Все ЭБС снабжены версиями для слабовидящих. В ЭБС «Лань» интегрированы сервисы для незрячих студентов, которые позволяют эффективно работать с ЭБС. В мобильное приложение ЭБС «Лань» интегрирован синтезатор речи. Используя этот сервис, незрячие обучающиеся могут:
- осуществлять навигацию как по каталогу, так и в тексте книги;
- слушать озвученные книги на мобильном устройстве;
- регулировать скорость воспроизведения речи;
- осуществлять переход по предложениям, абзацам или главам книги.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» студентами-инвалидами предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования в соответствии с рабочей программой дисциплин. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента. Занятия проводятся в специально оборудованном спортивном зале по адресу: Москва, Большая Семеновская, 38 А-112.
Адреса спортивных залов
Спортивный зал |
Адрес |
№ 1 (с возможностью проведением занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ) |
ул. Большая Семеновская, д.38, пом. 112а (ст. м. Электрозаводская) |
№ 2 |
ул. Большая Семеновская, д.38, корпус Б, цокольный этаж (ст. м. Электрозаводская) |
№ 3 |
ул. Большая Семеновская, д.38, пом. 112а (ст. м. Электрозаводская) |
№ 4 |
ул. 1-я Дубровская, д.16а, пом. Д-103 (ст. м. Дубровка) |
№ 5 |
ул. 1-я Дубровская, д.16а, пом. Д-104 (ст. м. Дубровка) |
№ 6 |
ул. Павла Корчагина, д.22, стр.2, пом. №519 (ст. м. ВДНХ) |
№ 7 |
ул. Павла Корчагина, д.22, стр.2, пом. №519 (ст. м. ВДНХ) |
№ 8 |
ул. 1-я Дубровская, д.16а, пом. Д-104 (ст. м. Дубровка) |
№ 9 |
ул. Автозаводская, д. 16, стр. 4, этаж 5 (ст. м. Автозаводская) |
Спорткомплекс на Автозаводской |
ул. Автозаводская, д.16, этаж 8 (ст.м. Автозаводская) |
Спортивный комплекс на Михалковской | Ул. Михалковская, д.7, стр.2 |
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В корпусах размещены аудитории, учебные и научные лаборатории, компьютерные классы, спортивные залы, читальные залы, научно-техническая библиотека с фондом около 2 млн. экземпляров, столовые и буфеты. Также во всех корпусах предоставляется высокоскоростной проводной доступ к сети интернет. Часть корпусов оборудована доступом к Wi-Fi-сети.
Все основные образовательные программы обеспечены лабораториями со специальным оборудованием в соответствии с профилями специальностей и направлений. Лабораторная база постоянно обновляется, закупается новое оборудование.
Образовательный процесс организован с учетом специфики, реализуемых основных образовательных программ в 25 учебно-лабораторных корпусах.
Для обеспечения проживания иногородних студентов университет располагает 10 благоустроенными, комфортабельными общежитиями.
Для отдыха и внеучебной деятельности студентов в университете достаточно разнообразная инфраструктура:
• образовательный, культурный и спортивно-технический центр «Полет»;
• дом отдыха «Сушнево-2»;
• спортивно-оздоровительная база «Петушки»;
• яхт клуб.
Приоритетными направлениями воспитательной работы и средствами воспитания в университете, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья являются:
1. Совершенствование системы воспитательной работы.
В настоящее время эффективность воспитательной работы в университете определяется следующими условиями:
- наличием теоретико-методологического и методического обеспечения воспитательной работы, а также нормативной базы, регламентирующей деятельность подразделений, должностных лиц и всех участников воспитательного процесса;
- работой управления по воспитательной работе, (далее УВР) обеспечивающего четкое взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса;
- наличием органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих среду социального, интеллектуального и творческого развития студентов;
- наличием материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы.
Реализуемая модель организации воспитательной работы состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, первым из которых является внеучебная работа кафедр университета по своим профилям и обязательная работа преподавателей в качестве кураторов студенческих групп, работа по адаптации первокурсников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявлению их интересов, творческого потенциала, способностей.
Второе звено в этой системе – деятельность деканатов по организации воспитательной работы на факультете со студентами, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа заключается в проведении факультетских мероприятий, праздников и координации работы кафедр по адаптации первокурсников, проведении «Недели первокурсника» на факультетах, ознакомлении с историей факультета, правовым и социальным статусом студента, элементарными сведениями об организации учебной деятельности и содействии в решении организационных и технических вопросов стоящих перед факультетскими творческими коллективами.
Третье звено реализуемой модели – комплексная деятельность управления по воспитательной и социальной работе, направленная на решение задач реализации системы общеинститутских мероприятий воспитательной работы, культурно-массовой и творческой деятельности.
Четвертым важным звеном в системе воспитательной работы в университете является работа спортклуба по разработке и осуществлению системы общеинститутских физкультурно-оздоровительных мероприятий, организация и проведение спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Пятое звено – организация студенческого быта и досуга в общежитиях университета, организация работы и взаимодействия студсоветов общежитий. Этот вид деятельности обусловлен объективной необходимостью оказания помощи студентам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в организации досуга и быта в специфических условиях, а также необходимостью разрешения психологических и межличностных конфликтов.
Заключительным звеном является деятельность Совета по воспитательной работе университета, координирующая работу всех подразделений вуза, связанных с организацией воспитательной работы, совершенствованием и повышением качества и эффективности, методической и организационной работой по воспитанию студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в университете.
2. Сохранение и преумножение историко-культурных традиций университета, преемственности, приобщение к университетскому духу, формирования чувства университетского корпоративизма.
Основным принципом реализации данной деятельности является принцип непрерывности в работе, начиная с первого дня пребывания в вузе абитуриентов.
Эффективная работа с выпускниками университета, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно, проведение встреч выпускников разных лет, обеспечение взаимодействия между выпускниками и выпускающими кафедрами, призвана развивать солидарность в совместном решении задач, стоящих перед вузом.
Немаловажным фактором объединения коллектива университета является пропаганда официальной символики университета.
3. Создание условий для реализации и развития творческого потенциала студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Включает в себя осуществление мероприятий, направленных на выявление и развитие у студентов их творческих начал; развитие творческих коллективов по следующим направлениям: хореография, вокал, актерское мастерство, журналистика и др.; поиск творчески активных студентов и обеспечение их участия в культурно-массовой жизни университета; создание условий, позволяющих студентам проявлять свои способности и таланты.
Осуществляется усиление акцента на воспитание у студентов личностных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности и общества. Обеспечение студентов квалифицированными преподавателями по выбранным направлениям творческой деятельности и материальной базой для проведения занятий.
4. Этическое воспитание студентов, ориентация на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы.
Усиление мотивации студентов в этическом, интеллектуальном и культурном развитии, воспитание бережного отношения к имуществу.
Проведение социологических исследований и опросов студентов, преподавателей, сотрудников о состоянии морально-нравственного климата в подразделениях и студенческих коллективах. Использование результатов этих исследований и опросов для организации жизнедеятельности как основы воспитательного процесса. Проведение занятий по этике поведения, принципам общения людей, в том числе в семье. Формирование атмосферы согласия, единения, правовой культуры, уважения к общепринятым нормам общения.
Разработка кодекса чести студента и преподавателя, совершенствование работы администрации и студенческих органов самоуправления по профилактике правонарушений, обеспечение гласности их работы в подразделениях университета и в студенческой среде.
5. Обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой.
Обеспечение единства профессионального образования и нравственного воспитания, усиление внимания всех кафедр к общекультурной, гуманистической и нравственно-этической функциям образования.
Разработка планов факультативных занятий и спецкурсов в течение всего периода обучения студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих единую систему преподавания обязательных дисциплин с возможностью выбора.
Содействие в развитии студенческих научных обществ, пропаганда важности научно-исследовательской деятельности, участие в научных конференциях, семинарах. Возобновление работы студенческих конструкторских бюро, активизация деятельности студенческих научных кружков на кафедрах, предметных олимпиад, конкурсов на лучшую научно-исследовательскую студенческую работу, курсовой и дипломный проекты и т.п.
6. Формирование у студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого гражданского и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание у студентов нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, достоинства, стремления к миру, способности к автономной деятельности во имя частных и общественных интересов в условиях демократического общества и правового государства. Активизация роли Совета ветеранов университета в воспитательной работе вуза. Проведение военно-спортивных праздников, посвященных праздникам «День Победы» и «День защитника Отечества».
7. Обеспечение высокой культуры быта в студенческих общежитиях.
Активизация деятельности студсоветов и совета по работе в общежитии по проведению повседневной воспитательной работы, пропаганде здорового образа жизни, морально-нравственных и этических норм поведения, воспитанию у студентов чувства ответственности за сохранность помещений и оборудования в общежитиях, санитарное состояние комнат, этажей, мест общественного пользования.
Разработка и осуществление плана культурно-просветительской и спортивной работы в студенческих общежитиях, возобновление деятельности интернационального клуба.
Организация контроля за поддержанием чистоты, порядка и материального фонда в студенческих общежитиях. Проведение конкурсов на лучшую комнату, лучший этаж, разработка форм поощрения по итогам этих конкурсов.
Четкая организация и контроль за осуществлением пропускного режима. Разработка необходимой распорядительной документации для вахтенной службы общежитий, регламентирующей пропускной режим в студенческие общежития.
Проведение студсоветами и советом по работе в общежитии регулярных рейдов и проверок с целью профилактики нарушения студентами правил и норм, регламентирующих проживание в общежитии.
Организация стендов студсовета на вахтах и всех этажах общежитий для информирования студентов о проводимых мероприятиях, распоряжениях, итогах смотр-конкурсов, проверок и т.д.
Обеспечение тесного взаимодействия студсоветов и администрации студгородка по всем аспектам воспитательной работы, культуры и быта в студенческих общежитиях.
Организация четкой работы администрации студгородка и хозяйственных служб по вопросам эксплуатации и своевременного ремонта помещений и санитарно-технического и кухонного оборудования, а также по развитию материально-технической базы студенческих общежитий.
8. Социальная адаптация, укрепление и совершенствование физического здоровья, стремления к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.
Прогнозирование социальной ситуации в коллективе университета. Создание условий для социальной адаптации слушателей, студентов, аспирантов, согласование их ожиданий и требований, самооценок и притязаний с возможностями социальной среды и, прежде всего, коллектива преподавателей и сотрудников университета. Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки и консультативной помощи.
Проведение лекций и бесед, направленных на укрепление в сознании обучающихся представления о негативном воздействии наркотиков, алкоголя и табакокурения на организм, недопустимости их употребления. Внесение в учебный план курса лекций о здоровом образе жизни и профилактике аддиктивного поведения.
Активная деятельность спортклуба университета, разработка и осуществление системы общеинститутских физкультурно-оздоровительных мероприятий, организация и проведение спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
В Московском политехническом университете созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Присутствует доступная среда, достаточная для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и работников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса по следующим адресам: Москва, Большой Семёновской улице, 38 строение 12, ул. Автозаводская д. 16, стр. 5; ул. Садовая-Спасская д. 4, стр. 6.
Подготовлены специализированные стоянки для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями в соответствии с ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 12.4.026 по следующим адресам: Москва, Большая Семёновская, 38 строение 12 – 2 парковочных места, Москва, Автозаводская улица, 16 стр. 5 – 2 парковочных места, Москва, ул. Садовая-Спасская д. 4, стр. 6 – 2 парковочных места. Размещены информационные таблички о наличии ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52875.
Входы в вышеуказанные учебные корпуса университета оборудованы пандусами в соответствии с требованиями к доступности среды для маломобильных граждан СНиП 35.01.2001, СП 42.13330, ГОСТ Р 51261, ГОСТ Р 52875.
Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Адрес объекта | Назначение/ использование | Площадь | Наличие безбарьерной среды | Паспорт доступности объекта |
1 | г. Москва, 1-ый Балтийский пер., д. 6/21, корп. 3 | Общежитие | 4 527,10 | частично доступно | скачать PDF |
2 | г. Москва, Лефортовский Вал ул., д. 26 | Учебный корпус | 3 882,60 | частично доступно | скачать PDF |
3 | г. Москва, Михалковская ул., д. 7 | Учебный корпус | 7378,5 | частично доступно | скачать PDF |
4 | г. Москва, Михалковская ул., дом 7, кор.3 | Общежитие | 5600,1 | частично доступно | скачать PDF |
5 | г. Москва, Рижский проезд, д.15, корп. 1 | Общежитие | 4 074,90 | частично доступно | скачать PDF |
6 | г. Москва, Рижский проезд, д.15, корп.2 | Общежитие | 5 130,30 | доступно | скачать PDF |
7 | г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 16А, стр. 1 | учебно-научное | 4 062,50 | частично доступно | скачать PDF |
8 | г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 16А, стр. 2 | Общежитие | 2 632,90 | частично доступно | скачать PDF |
9 | г. Москва, ул. 7-я Парковая, д. 9/26 | Общежитие | 4 557,90 | частично доступно | скачать PDF |
10 | г. Москва, ул. Автозаводская, д. 16 | Нежилое здание | 17 732,60 | частично доступно | скачать PDF |
11 | г. Москва, ул. Автозаводская, д. 16,стр. 5 | Нежилое здание | 7 067,60 | доступно | скачать PDF |
12 | г. Москва, ул. Автозаводская, д.16, стр.1 | Нежилое здание | 4 245,60 | частично доступно | скачать PDF |
13 | г. Москва, ул. Автозаводская,д. 16,стр. 2 | Нежилое здание | 1 235,00 | частично доступно | скачать PDF |
14 | г. Москва, ул. Автозаводская,д. 16,стр. 4 | Нежилое здание | 4 251,10 | частично доступно | скачать PDF |
15 | г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38, стр. 12 | Учебно-научное | 12 651,60 | доступно | скачать PDF |
16 | г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38, стр. 13 | Учебно-научное | 2 730,30 | частично доступно | скачать PDF |
17 | г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38, стр. 3 | Учебно-научное | 4 078,10 | частично доступно | скачать PDF |
18 | г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 40А | Учебно-научное | 4 645,80 | частично доступно | скачать PDF |
19 | г. Москва, ул. Б. Семеновская, д.38 | Учебно-научное | 8 451,30 | частично доступно | скачать PDF |
20 | г. Москва, ул. Бориса Галушкина, д.9 | Общежитие | 14 501,80 | частично доступно | скачать PDF |
21 | г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 12 | Общежитие | 10 339,40 | частично доступно | скачать PDF |
22 | г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 20а, к.3 | Общежитие | 4 217,70 | частично доступно | скачать PDF |
23 | г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 22, стр.1 | Административно-учебный корпус | 6 161,60 | частично доступно | скачать PDF |
24 | г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 22, стр.2 | Учебный корпус с библиотекой | 4 729,50 | частично доступно | скачать PDF |
25 | г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 22. стр.3 | учебно-научное | 10 905,50 | частично доступно | скачать PDF |
26 | г. Москва, ул.800-Летия Москвы, д.28, корп.1 | Общежитие | 11187,5 | частично доступно | скачать PDF |
27 | г. Москва, ул.Михалковская, д.7, стр.2 | Спортзал | 1522,9 | частично доступно | скачать PDF |
28 | г.Москва, ул.Михалковская, д.7, стр.4 | Учебно-научное здание | 245,3 | частично доступно | скачать PDF |
29 | г.Москва, ул.Прянишникова, д.2А | Учебно-научный корпус | 9398,4 | доступно | скачать PDF |
30 | г.Москва, ул.Прянишникова, д.2А, корп.1 | Учебное | 7558,3 | частично доступно | скачать PDF |
31 | г.Москва, ул.Прянишникова, д.2А, корп.2 | Актовый зал | 2449,9 | частично доступно | скачать PDF |
32 | г.Москва, ул.Прянишникова, д.2А, корп.3 | Учебное здание | 649,8 | частично доступно | скачать PDF |
33 | г.Москва, ул.Садовая-Спасская, д.4, стр.6 | Учебно-производственный корпус | 140,3 | доступно | скачать PDF |
34 | г.Москва, ул.Садовая-Спасская, д.6, стр.1 | Учебно-научный корпус (Помещения) | 1577 | частично доступно | скачать PDF |
О специальных условиях питания:
На территории университета работают 9 столовых и 6 буфетов. Столовые обеспечивают студентов, сотрудников и гостей университета, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным питанием (см выше сведения о доступности зданий для лиц с ограниченными возможностями здоровья). В столовых представлен широкий ассортимент блюд, кондитерских изделий и выпечки разной ценовой категории: салаты и холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, десерты и выпечка
О специальных условиях охраны здоровья:
Особое внимание уделяется охране здоровья обучающимся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном корпусе по адресу: Москва, Большая Семёновская, 38 каб. А-107 А работает медицинский кабинет, где оказывается необходимая первичная медико-санитарная помощь, производится периодичный осмотр обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями. В университете работает консультативный пункт психологической помощи для всех обучающихся, со штатом в количестве 2 человек.
Программа об охране и укреплении здоровья обучающихся в Московском Политехе
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Официальный сайт Московского Политеха адаптирован под нужды слабовидящих граждан – присутствует специальная версия.
Студенты Московского Политеха используют доступ через личный кабинет в электронную информационную образовательную среду университета, доступ к расписанию, успеваемости, информации об образовательных программах, также имеется возможность формирования портфолио.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Библиотечно-информационный центр и электронные библиотеки
Дополнительные электронные ресурсы
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Московский политехнический университет обеспечивает наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с запросами обучающихся, материально-техническая база образовательного процесса развивается в том числе с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и в соответствии с планом мероприятий по обеспечению доступной образовательной среды в Московском политехническом университете.
По адресам учебных корпусов на ул. Б. Семеновская, д.38, ул. Павла Корчагина, д.22, ул. Прянишникова, д. 2А, имеются специальные технические средства обучения коллективного/ индивидуального пользования «Портативная индукционная система» с радиусом действия до 2-х метров для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху