Создание интеллектуальных систем и устройств является ключевым трендом развития IT-области. Крупнейшие ИТ-компании (Google, Microsoft, IBM, Facebook, Яндекс) ведут активные разработки по созданию интеллектуальных сервисов и агентов, опираясь на междисциплинарные исследования в области машинного обучения, компьютерной лингвистики, нейронаук, когнитологии, информатики и психологии. В программе CLAIM мы сочетаем изучение широко распространенных методов ИИ и инженерии знаний (нейронные сети, генетические алгоритмы, методы глубокого машинного обучения и обработки больших данных, экспертные системы, data mining, text mining) и авторских разработок Ведущей научной школы России в области психолингвистики.
Во время обучения вы можете выбрать проектно-исследовательскую специализацию, направленную на изучение методов обработки естественного языка (Cognizer), разработку жестомимического интерфейса (SurdoJet), изучение музолингвальных и других перспективных когнитивных технологий.
Мы приглашаем вас присоединиться к команде исследователей и разработчиков прорывных технологий в области искусственного интеллекта.
Магистерская программа спроектирована и развивается в рамках направления «NeuroNet» Национальной технологической инициативы и Федерального проекта «Искусственный Интеллект» Национальной программы «Цифровая экономика».
Программа допускает составление индивидуальных образовательных траекторий и программ обучающихся, что позволяет учесть индивидуальные особенности магистрантов, реальность их жизненных ситуаций и обстоятельств, интересы работодателей и др. особенности реализации высшего образования.
Одной из важнейших особенностей программы является ее привязанность к конкретным проектам, которые реализуются штатными и приглашенными членами научно-педагогического коллектива. Будучи привязанными к конкретным проектам, программы ограничены не только сроком их реализации, но и сроками выполнения проектов. Программа реализуется в сроки проведения проекта, и после его завершения заканчивается. Фактически разработка или обновление магистерской программы сводится к созданию или обновлению учебно-методической надстройки над некоторым научно-исследовательским проектом.
Проекты, на основе которых осуществляется программа, представляют собой научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, выполняемые коллективом ученых и специалистов, связанных с какой-либо организацией (компания, промышленное предприятие, НИИ и т.п.) или специально созданным коллективом единомышленников исполнителей работ по научному гранту, финансируемому какой-либо организацией.
Проект должен являться инновационным, иметь конкретную цель и задачи. В процессе его выполнения должен создаваться наукоемкий интеллектуальный продукт, имеющий научную новизну, практическую ценность и значимость, нацеленный на получение экономически и социально эффективных актуальных для науки и промышленности решений.
Программа имеет высокий уровень ресурсной обеспеченности — кадровой, учебно-методической (научно-образовательной) и информационной. Программа реализуется в рамках научной школы «Информационные технологии семиотики, лингвистики, когнитологии». Основной педагогический ресурс программ представлен Научно-образовательным кластером Компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта (НОК CLAIM)
В составе коллектива, представляющего научную школу, 11 кандидатов технических наук, один Лауреат премии Президента РФ в области образования, средний возраст — 35 лет. 9 членов коллектива являются руководителями IT компаний или их подразделений. В составе коллектива 8 аспирантов и соискателей ученых степеней.
За последние годы по тематике магистерской программы членами коллектива опубликовано: 20 монографий и учебных пособий, более 300 научных статей. Выполнены 25 научных проектов. Защищено 18 кандидатских диссертаций. Выполнено более 70 дипломных проектов и магистерских диссертаций.
Обучение в Московском Политехе
- Программа реализуется на базе научно-исследовательской лаборатории «Искусственного интеллекта» кафедры «Инфокогнитивных технологий».
- Обучение предполагает не более 12 часов (16 академических часов) контактной работы с преподавателями в неделю по утвержденному расписанию. Два дня аудиторных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы) в неделю. По сложившейся традиции они проводятся по понедельникам и вторникам с 9-00 до 16-00 еженедельно с сентября по декабрь и с февраля по май.
- Лекционные занятия по отдельным дисциплинам составляют не более 12 ак. часов в семестр. Лекции читаются в сентябре и феврале. Их посещение обязательно. Проведение практических занятия, лабораторных работ и консультаций может осуществляться дистанционно.
- В случаях совмещения обучения с работой, при не возражении работодателя и/или после согласования с Московским Политехом (заключения специального договора о практике) самостоятельная работа, учебные практики, научно-исследовательская практика и преддипломная практика могут осуществляться в организации работодателя.
- Обучающийся совместно с руководителем образовательной программы составляет свой индивидуальный учебный план. В плане предусматриваются обязательные дисциплины (50%) и дисциплины по выбору, которые могут быть «набраны» из общего списка. Дисциплины по выбору должны отвечать содержанию выпускной квалификационной работе обучающегося.
- Трудоемкость каждой из изучаемых дисциплин (модулей) не более 2 з.е., т.е. 72 ак. часа, из которых 36 аудиторные занятия, 36 — самостоятельная работа. Исключением является дисциплина «Проектная и научно-исследовательская деятельность», которая имеет трудоемкость 22 з.е., т.е. 792 ак. часа, из которых аудиторных только 36 ак. часов в первом семестре обучения. Вся дисциплина реализуется в течение 4-х семестров. В первом семестре обучающиеся изучают только обязательные дисциплины программы.
- В течение первого семестра обучающимся предлагается определить тему своей выпускной квалификационной работы и сформировать индивидуальный учебный план.
- Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать задачам (подзадачам), реализуемым в научно-исследовательской лаборатории «Искусственный интеллект» кафедры «Инфокогнитивных технологий».