Поступать на программу следует затем, чтобы продолжить образование, овладеть дополнительными компетенциями (знаниями, умениями и навыками). Поступать следует тем, кто хочет продолжить учиться, сочетая учебу с работой по полученной ранее специальностью бакалавра и специалиста (на платной основе), а также тем, кто хочет получить иную специальность, отличную от ранее приобретенной при обучении в бакалавриате.
Магистерская образовательная программа «Интеллектуальные системы» имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника».
Реализация программы осуществляется в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Программа реализуется на русском языке.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, включает теоретическое и экспериментальное исследование научно-технических проблем и решение задач в области разработки технических средств и программного обеспечения компьютерных вычислительных систем и сетей, автоматизированных (в том числе распределенных) систем обработки информации и управления, а также систем автоматизированного проектирования и информационной поддержки изделий.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем. 4
Видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу, являются научно-исследовательская, проектная и производственно-технологическая.
Программа магистратуры ориентирована на производственно-технологический, практико-ориентированный и прикладной виды профессиональной деятельности как основные, т.е. является программой прикладной магистратуры.
Профессиональные задачи, которые готов решать выпускник, освоивший программу, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые она ориентирована, следующие:
-
научно-исследовательская деятельность: разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей; сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи; разработка математических моделей исследуемых процессов и изделий; разработка методик проектирования новых процессов и изделий; разработка методик автоматизации принятия решений; организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов; подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
-
проектная деятельность: подготовка заданий на разработку проектных решений; разработка проектов автоматизированных систем различного назначения, обоснование выбора аппаратно-программных средств автоматизации и информатизации предприятий и организаций; концептуальное проектирование сложных изделий, включая программные комплексы, с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий; выполнение проектов по созданию программ, баз данных и комплексов программ автоматизированных информационных систем; разработка и реализация проектов по интеграции информационных систем в соответствии с методиками и стандартами информационной поддержки изделий, включая методики и стандарты документооборота, интегрированной логистической поддержки, оценки качества программ и баз данных, электронного бизнеса; проведение технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых систем; разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
-
производственно-технологическая деятельность: проектирование и применение инструментальных средств реализации программно-аппаратных проектов; разработка методик реализации и сопровождения программных продуктов; разработка технических заданий на проектирование программного обеспечения для средств управления и технологического оснащения промышленного производства и их реализация с помощью средств автоматизированного проектирования; тестирование программных продуктов и баз данных.
Программа направлена на подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров для проектирования и разработки наукоемкой инновационной продукции — аппаратных и информационно-программных комплексов поддержки коммуникативных взаимодействий в человеко-машинных системах.
Требования к магистрантам. Наличие IT-образования, уверенное владение языками и средствами разработки программного обеспечения, хорошее знание базовых математических дисциплин, способность к самостоятельному изучению дополнительных материалов, высокая мотивация к R&D-деятельности, готовность учиться в дневное время.
Обучение в Московском Политехе
Программа является новым типом образовательных программ, который реализуется на основе принципов проектного обучения. Программа по специально разработанной методике соединяет в себе реальную двухлетнюю НИОКР и способствующее для ее реализации обучение от ведущих ученых и опытных разработчиков. Сбалансированное сочетание мастер-классов, самостоятельного изучения, консультаций и разных видов практики позволяет учащимся индивидуально и в команде эффективно формировать затребованные R&D-компетенции, записывать конкретные результаты в свое портфолио.
Структура магистерской программы. Предусматривается изучение студентами 28 дисциплин, которые должны освоить все без исключения обучающиеся. Программа содержит дисциплины, в которых рассматриваются теоретические и практические основы реализации проекта. Каждая из учебных дисциплин соотносится с одним из 8 модулей.
Программа предусматривает изучение студентами-магистрантами 8-и обязательных дисциплин базовой части.
Вариативная часть программы содержит 20 дисциплины, которые должны освоить все без исключения обучающиеся. Программа содержит дисциплины, в которых рассматриваются теоретические и практические основы реализации проекта.
«Startup-модуль», состоит из 3-х дисциплин: «Научно-исследовательская и проектная деятельность», «Защита интеллектуальной собственности», «Основы предпринимательства». Основная цель изучения дисциплин модуля состоит в приобретении магистрантами компетенций, знаний и умений организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области ИКТ. Основным результатом модуля для каждого студента является разработка и реализация реального индивидуального или в составе малого коллектива Startup-проекта, получившего финансовую поддержку. Как правило, кроме научной инновационной составляющей Startup-проект представляют четыре компоненты: мероприятия по организации реализации проекта; комплекс юридических мероприятий по защите интеллектуальной собственности, создаваемой в процессе реализации проекта; финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта; мероприятия по реализации бизнес-стратегии и оценки рисков. Дисциплины модуля методически обеспечивают проектную деятельность магистрантов.
Модуль «Математическая подготовка» нацелен на приобретение магистрантами углубленных математических знаний, необходимых для выполнения заданий в рамках реализуемых ими проектов. Модуль включает следующие дисциплины: «Логика и алгоритмы», «Статистические методы», «Математические основы 3D-графики», «Формальные языки и грамматики», «Случайные процессы». Основной результат модуля — это разработанная и исследованная аналитическими и эмпирическими методами формальная модель данных, представляющая проектируемые процессы обработки информации и управления.
Модуль «Системная подготовка». В составе модуля три дисциплины, которые развивают фундаментальные проектные компетенции: «Компьютерная лингвистика», «Проектирование интеллектуальных систем», «Семиотика информационных технологий» и «Когнитология».
Модуль «Программная подготовка» состоит из дисциплин: «3D-визуализация», «3D-программирование» и «Современные технологии программирования». Дисциплины модуля ориентированы на формирование у магистрантов знаний и умений использовать пакеты программ обработки пространственных изображений, программирования функций преобразования моделей изображений в современных программных средах и реализации облачных и мобильных технологий программирования.
Конструкторские модули объединяют дисциплины непосредственно поддерживают проектную деятельность магистрантов, т.е. их овладение способствует созданию компонентов проектируемых ими. В их состав входят следующие дисциплины: «Обработка изображений», «Распознавание образов», «Компьютерное и машинное зрение», «Распознавание жестомимики»; «Жестовые языки», «Анатомия и физиология жестомимической коммуникации», «Психология невербальной коммуникации», «Синтез жестомимических образов».
Функционально-тематический модули ориентирован на приобретения компетенций, знаний и умений магистров в конкретных предметных областях деятельности. Такими областями являются системы информационного поиска, автоматического перевода, робототехника, медицина и др. Им соответствую конкретные дисциплины. Например, для области «Робототехника» три дисциплины: «Биомеханика», «Основы робототехники», «Антропоморфные робототехнические системы»; для области «Медицина» -- «Анатомия и физиология центральной нервной системы», «Биомедицинские технологии», «Телемедицина» и др.
Практические умения и навыки обеспечивают дисциплина «Научно-исследовательская и проектная деятельность» и практики — учебная и производственная (научно-исследовательская работа). Практики являются обязательными для всех обучающихся. Практики реализуются непрерывно в течение всего времени обучения.
Учебная практика посвящена более глубокому освоению учебных дисциплин: Её содержание – это руководство проектной деятельностью бакалавров, ведение практических и лабораторных занятий по образовательной программе бакалавриата, подготовка учебно-методических и информационных материалов в виде Электронных научно-образовательных ресурсов по исследованиям и разработкам выпускной квалификационной работы, представляемых в СДО Мосполитеха.
Содержание производственной практики – это научно-исследовательская работа по созданию информационно-программного изделия в форме действующего макета информационной системы, программного продукта, баз данных дата-сета и т.п.