17
ноября 2022

В Московском Политехе проходит Международный форум профессионалов рынка «Автонет»‎‎

Международный форум профессионалов рынка «Автонет»‎‎, посвященный стратегии развития автомобильной отрасли, проходит в эти дни в Московском политехническом университете. Форум получил название в честь национальной технологической инициативы, которая помогает создать условия для отечественных компаний, чтобы они могли стать лидерами на новых высокотехнологичных рынках. О том, что обсуждается на форуме, рассказывает сайт Национальные проекты России. 

С прошлого года на базе Московского Политеха работает один из инфраструктурных центров по направлению «Автонет». Теперь сюда будут ежегодно приглашать для открытого диалога представителей власти, российских и зарубежных компаний-автопроизводителей, ученых, а также преподавателей и студентов ведущих профильных вузов. Итогом первого форума станет резолюция, в которую войдут предложения к готовящейся новой стратегии развития автопрома на период до 2035 года.

231A5734.jpg

Ориентиры для отрасли

На пленарном заседании, которое открыло деловую программу форума, директор Центра государственных и комплексных программ ФГУП «НАМИ» Роман Малкин кратко представил будущий документ. Сейчас он находится на этапе межведомственных согласований.

При подготовке стратегии эксперты провели анализ текущего состояния отрасли. Среди положительных итогов представитель НАМИ выделил существенный прирост мощностей, которого уже удалось достигнуть. Это позволяет выпускать в стране автомобили в целевом объеме. В сегменте легкового и легкого коммерческого транспорта массой до 3,5 т национальные производители имеют «достаточно сильные позиции». В стране создано много инжиниринговых центров, автопроизводители кооперируются с научными организациями и вузами.

«Создан очень большой научно-технический задел для развития электротранспорта. Особенно в сегментах легких коммерческих автомобилей и автобусов», – отметил Роман Малкин

Сегодняшние проблемы отрасли во многом связаны с существенной зависимостью от импорта технологий и деталей: производство даже критически важных комплектующих слабо локализовано. Кроме того, нет лабораторий для испытаний и сертификации автомобильной электроники и входящих в ее состав компонентов. Все это мешает перспективным отечественным транспортным средствам выходить на рынок.

Будущая стратегия развития отрасли призвана переломить ситуацию. Одной из главных целей станет достижение Россией технологического суверенитета в автомобилестроении. Вклад этой индустрии в экономику страны планируется увеличить. Отечественные профильные предприятия должны обеспечивать внутренний рынок всем необходимым и стать конкурентоспособными за рубежом.

В частности, начиная уже с нынешнего года планируется направлять государственную поддержку на создание электрических и других перспективных транспортных средств. Приоритетными зонами развития электрокаров станут крупные городские агломерации, способные обеспечить создание необходимой зарядной инфраструктуры. 

231A5915.jpg

Виват, электрокары! 

Рост интереса к моделям на электроприводе в России отражает мировые тенденции. 

Однако экспортом электрокаров Россия не ограничивается. Это подчеркнул Дмитрий Турчин, коммерческий директор компании «Рэнера» – дочки «Росатома», специализирующейся на литий-ионных батареях и системах накоплениях энергии.

«До конца 2022 года в России будет произведено 2,5 тыс. электромобилей, причем порядка 1,4 тыс. из них уже готовы и отправлены дилерам», – сказал Дмитрий Турчин

Так, свою нишу на рынке уже нашли модели компании Evolute из Липецка, позже к ним присоединятся и новые электрические «Москвичи».

«Это первые сделанные в России электромобили. С большинством из тех, кто выпускает либо только планирует начать свое производство, мы уже ведем переговоры. Переходим на отечественную батарейку!» – рассказал Турчин.

Впрочем, стоит отметить, что пока литий для производства аккумуляторов в России не добывается, хотя по запасам этого металла в мире наша страна входит в первую десятку. По словам еще одного представителя «Росатома», председателя правления Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов Игоря Демидова, одно из крупных месторождений в Мурманской области планируется начать разрабатывать в ближайшие годы. Полностью же выстроить цепочку «от месторождения до электромобиля» в России, как ожидается, станет возможно в 2025–2030 годах.

Трезвый взгляд на развитие отрасли

Замдиректора НАМИ Андрей Келлер призывает смотреть на планы тотальной электрификации автомобилей реалистично.

«Есть много международных отчетов о том, что переход полностью на электромобили здесь и сейчас эффективен с точки зрения экологии только в тех странах, где значительная доля электричества генерируется с использованием альтернативных источников энергии. Там же, где доминируют тепловые электростанции, все эксперты рекомендуют сначала побороться с ними, а уже потом решать вопросы перехода на электрокары», – напомнил эксперт.

Он также привел отрезвляющую статистику продаж электромобилей. Сейчас значительную долю в этом сегменте составляет, прежде всего, общественный транспорт. На электробусы в прошлом году в их классе в мире пришлось 14% продаж, в то время как на легковые автомобили и фургоны — всего 2%. А на грузовики и вовсе 0,2%.

В свою очередь, представитель «Опоры России» Виталий Стародубов напомнил, что сегодня на российских дорогах используются около 60 млн автомобилей, 50 млн из которых составляют «легковушки». При этом средний возраст автопарка в нашей стране превышает 14 лет. Это говорит о том, что многие россияне не могут заменить автомобиль на более новый, даже если речь идет о машинах с традиционными двигателями внутреннего сгорания.

Взвешенной позиции относительно электротранспорта придерживается и глава Национальной газомоторной ассоциации и представитель «Газпрома» Василий Зинин. Он тоже обратился к аргументу об угрозе увеличения вредных выбросов от угольных электростанций, а также напомнил о дороговизне добычи водорода, который рассматривается в качестве альтернативы традиционным видам топлива.

«Я призываю поставить вопрос о разработке целостной концепции и видения будущего транспортного сектора с учетом региональных особенностей, специфики нашего социально-экономического развития, существующих в стране технологий, ресурсной базы. Транспортный сектор большой, в каждом сегменте есть свои приоритеты, задачи. Очевидно, что такую концепцию можно было бы выработать, определив приоритетные направления и выделив сегменты для разных альтернативных видов топлива», – предложил эксперт.

Многотопливные заправочные станции

Хотя в новой концепции предлагается сделать упор на электромобили, сегодня в нашей стране уже развиваются сразу несколько направлений «зеленого» транспорта. Свои программы развития и меры господдержки есть и у сектора газомоторного транспорта, работающего на природном газе (метане), и у водородного.

«На наш взгляд, одной из задач государственной политики в области развития альтернативных видов топлива на транспорте должна стать возможность заправки любым из альтернативных видов топлива, по крайней мере, на ключевых автомобильных магистралях. Дороги, связывающие различные субъекты федерации, должны быть обеспечены многотопливными АЗС, которые включают и традиционные виды топлива, и сжиженные углеводородные газы, и природный газ в форме КПГ, СПГ, и электрозарядку. А в перспективе, наверное, и водород», – отметил представитель «Газпрома».

По словам Василия Зинина, в общих чертах эта концепция уже сформулирована и обсуждается с МЧС, Ростехнадзором и другими ведомствами. Сейчас задача в том, чтобы ввести в правовое поле термин «многотопливная заправочная станция» и упростить требования пожарной безопасности для таких объектов.  

231A5387.jpg

Субсидии или льготные кредиты

Еще два предложения для итоговой резолюции форума также озвучил Дмитрий Турчин.

Он выступил за выделение субсидий автопроизводителям на закупку отечественных аккумуляторов для электромобилей, а также за субсидии на развитие зарядной инфраструктуры.

Подводя итоги пленарного заседания, Андрей Келлер вспомнил, как в начале ХХ века человечество обсуждало, откажутся ли люди полностью от гужевого транспорта в пользу автомобилей. Так и теперь решается, вытеснят ли полностью «зеленые» типы приводов двигатели внутреннего сгорания и когда это может случится. Переходный период уже начался, его невозможно отрицать, и он будет достаточно длительным. Задача науки в этих условиях — найти правильное сочетание различных альтернатив.

231A5780.jpg

Читайте также

Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Аб
Цветовая схема:
Изображения:
Оставить заявку
Заполните форму, и сотрудник университета свяжется с Вами
!
!
!
!
Приемная комиссия +7 (495) 223-05-23, +7 (495) 276-37-37
Задать вопрос