В Московском Политехе на форуме «Автонет» обсудили подготовку кадров для автопрома
В Московском Политехе завершился Международный форум профессионалов рынка Автонет «Стратегия развития автомобильной отрасли 2035». Первый день форума участники посвятили обсуждению таких тем, как «Стратегии развития автомобильной отрасли 2035: достижение технологического суверенитета»; «Электромобильность будущего»; «Автономные транспортные средства» и «Умная инфраструктура для новой мобильности». Доступно по ссылке. Главной темой второго дня форума стало всестороннее рассмотрение проблем подготовки специалистов для автомобильной промышленности.
В работе форсайт-сессии «Кадровое обеспечение автомобильной промышленности и транспортной отрасли в РФ» приняли участие Артём Шадрин, генеральный директор «Национального агентства развития квалификаций», Майя Свиридова, руководитель Комитета по мониторингу и прогнозированию рынка труда и профессиональным квалификациям СПКА, директор автомобильного промышленного кластера союз «Автопром северо-запад», Сергей Кожухов, руководитель Academy Business Car, заместитель председателя HR-комитета РОАД, руководитель Комитета по профессиональному образованию в автомобилестроении СПКА, Тан Сянджи, профессор, доцент, декан факультета машиностроения Яньшаньского университета (Китай) и другие. На сессии были представители 25 ведущих технических вузов России. Модератором форсайт-сессии стала Роксолана Черноба, издатель и главный редактор журнала «Редкие земли».
«Форум – первый шаг к консолидации усилий бизнеса, заказчика квалифицированных специалистов; вузовского сообщества, формирующего современные знания; и органов власти, обеспечивающих нормативную и финансовую базу. Только объединив три направления, мы сможем создать работоспособную систему подготовки кадров», – отметил, открывая сессию Андрей Келлер, заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ», научный руководитель Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха.
Артём Шадрин, генеральный директор «Национального агентства развития квалификаций», рассказал о необходимости обеспечения быстрой трансляции изменяющихся стандартов и технологий в содержание образовательных программ.
«Это должно занимать не несколько лет, а происходить в течение года — с профессиональной аккредитацией и независимой оценкой квалификации. Важно сблизить образование и работодателей, привлекая студентов к исследованиям и бизнес-проектам, передавая навыки работы в команде и понимание процессов. Тогда мы получим востребованных специалистов. Одновременно с концепцией кадрового обеспечения нужно готовить и план ее реализации, дорожную карту. Иначе модернизацию не провести оперативно», – подчеркнул он.
Сергей Кожухов, руководитель Academy Business Car, заместитель председателя HR-комитета РОАД, руководитель Комитета по профессиональному образованию в автомобилестроении СПКА, также говорил о необходимости консолидации: «Мы, бизнес – про «делать». Все рассматриваем с точки зрения инвестиций и социальной ответственности. Поэтому обязаны задать себе вопрос: а что мы сделали для подготовки специалистов? Это должна быть совместная работа! Нужно участвовать в создании профессиональных стандартов, которые потом будут транслироваться в вузы».
Ольга Семухина, заместитель генерального директора по управлению персоналом «Автобан», подняла проблему оторванности системы высшего образования от производства и отметила, что необходимы стажировки для преподавательского состава.
Профессор Тан Сянджи (Китай) сказал, что стажировки надо проводить с участием промышленности, делая процесс практико-ориентированным.
«Студентам нужно разрешить готовить выпускные и научные работы на базе предприятий. Выбор проблематики должен соответствовать реалиям рынка. А бизнес обязан выделять специалистов в помощь и создавать площадки для реализации инноваций учеников, помогая воспитывать квалифицированные кадры», – таково мнение зарубежного специалиста.
По результатам работы Форума будут выпущены итоговые резолюции с предложениями о внесении изменений в нормативно-правовые акты РФ касательно реализации Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года, а также перечнем рекомендаций для отраслевых вузов и профильных органов исполнительной власти в части совершенствования кадрового обеспечения отечественного автомпрома.
Все материалы Форума будут размещены на официальном сайте по ссылке.