Студенты Московского Политеха стали участниками более 450 проектов в рамках проектной деятельности
Образовательный процесс в вузах непрерывно трансформируется с целью повышения качества обучения и соответствия текущим экономическим преобразованиям в стране. Технологии на основе проектно-ориентированного подхода давно зарекомендовали себя как действенный способ модернизации учебного процесса в сторону его прикладной направленности и развития у обучающихся не только предметных, но и профессионально-прикладных компетенций.
За последние 5 лет студенты приняли участие более чем в 450 проектах, которые реализуются совместно с такими компаниями, как ГК «БИЗНЕС КАР», АО «АВТОВАЗ», Beko, ООО «ГАММА», ПАО «Сбербанк», ВПК «НПО машиностроения», АО «Технопарк Слава», АО «САНТЕХПРОМ», 3DQuality, издательства «Наука» и «ЭКСМО», типография АО «Красная звезда», ГУП «Мосгортранс», BMW Group Russia и другие. Проектная деятельность была включена в учебные планы в качестве обязательной дисциплины в 2014 году. Спустя 6 лет почти все студенты бакалавриата и специалитета Московского Политеха охвачены проектным обучением, в которое включено свыше 40 направлений подготовки (более 5000 студентов)
«В проектную деятельность студенты погружаются с первого дня пребывания в университете и вплоть до последнего курса, благодаря чему некоторые студенты уже смогли защитить дипломы на базе разработанных ими проектов, что также позволяет реализовывать траекторию «старт-ап как диплом». На данный момент большинство проектов реализуется либо в сотрудничестве с партнёрами, либо научными лабораториями, либо под реальные запросы вуза. Основные критерии при отборе – полный жизненный цикл проекта, наличие реальной проблемы, а также командная междисциплинарная работа студентов с разных направлений подготовки», — поделился начальник Центра проектной деятельности Московского Политеха Илья Лепёшкин.
Проекты распределяют по группам в зависимости от типа и направленности продуктового результата.
Транспорт
В рамках данной тематической группы студенты участвуют в проектах по разработке различных транспортных средств — от велосипедов до космических аппаратов. К примеру, в течение учебного года они создают новые модели электробайков и гоночных болидов в Центре развития инжиниринга Московского Политеха для участия в соревнованиях. Также по заданию партнёров студенты разрабатывают концепции перспективных транспортных средств, проектируют и производят лодки на солнечных батареях для участия в соревнованиях «Солнечная регата», работают над различными компонентами (шасси, двигатели и т.п.) или элементами конструкции, решают различные вопросы, связанные с проектированием, эксплуатацией, дизайном и многим другим.
Транспортные дизайнеры, к примеру, работают в тесном контакте с автомобильными компаниями (наиболее плотно с LADA и Renault). В проектах отражается и маркетинговая часть, конструкторская часть, а также осуществляется разработка экстерьера или интерьера автомобиля: эскизы, 3D-модели, макеты.
Технология
В рамках данной тематики студенты участвуют в проектах по разработке нового оборудования (различные станки, 3D-принтеры и т.п.), элементов и комплектующих к ним, отрабатывают или модернизируют технологии и различные режимы производства изделий (например, технологии сварки трением), проектируют и настраивают автоматизированные производственные линии или их участки (автоматизированная линия по обработке стекол, линия по производству металлических фильтров и т.п.).
Материаловеды исследуют материалы, их свойства и характеристики, отрабатывают технологии получения новых изделий из них, их упрочнения, а также участвуют в разработке новых материалов для печати. Студенты направления 27.03.02 (Управление качеством на производстве) отрабатывают принципы контроля получаемой продукции, а также вместе с коллегами занимаются вопросами сертификации и стандартизации. Также студенты участвуют в проектах по отработке технологии производства печатной продукции и упаковочного производства.
ХимБиоТех
Студенты решают широкий спектр вопросов, связанных с химическим машиностроением: от проектирования конкретных установок до разработки технологических линий по производству химических, полимерных или пищевых продуктов. Экологи в основном решают проблемы утилизации отходов и техносферной безопасности в городе или на производствах (проекты по созданию полигона для твердых бытовых отходов и комплексов для очистки воды). Биотехнологи участвуют в проектах по разработке технологии получения и культивирования живых организмов, задают необходимые требования к оборудованию соответствующих производств, оценивают бактериальную загрязненность или биоцидность различных новых материалов и компонентов. Например, проекты по созданию производственных линий по получению закваски для йогуртов, установок для получения мороженого и другое.
Энергетика
Студенты в данной тематике занимаются разработкой и проектированием зданий и сооружений, их внутренних сетей и систем, оценкой энерго- и теплоэффективности, мониторингом инфраструктурных объектов и, в сочетании с инструментами виртуальной реальности, реализуют подобные проекты для университета и партнёров. Также ребята разрабатывают широкий спектр электронных приборов, электроники, электродвигатели и компоненты электрических систем.
Информационные технологии
Студенты факультета работают над самыми разными ИТ-проектами. Например, веб-дизайн, разработка мобильных и веб-приложений, интеграция и разработка САПР-решений, инструментов и их компонентов, а также реализуют проекты по направлениям информационной безопасности, корпоративных информационных систем, больших и открытых данных, киберфизических систем (управление в технических системах и беспилотный транспорт), занимаются изучением и применением технологий виртуальной и дополненной реальности, а также ИТ-технологий в медиаиндустрии, дизайне и геймдизайне.
Социальные технологии
В рамках данного направления бывают следующие задачи и проекты, над которыми работают студенты: анализ восприятия бренда компании соответствующей аудиторией; место работы в ценностных ориентирах поколения Z; внедрение новой роли на дилерском предприятии; потенциал социальных сетей как источника подбора персонала; условия формирования лояльности клиентов к официальным дилерам; создание бизнес-плана или технико-экономического обоснования проекта; разработка или модернизация управленческой структуры предприятия; проведение аналитики и социальных опросов; разработка PR- стратегий для продуктов или компаний в целом и многие другие.
Также в рамках данной тематики работают студенты-журналисты и издатели над написанием и редактурой текста, созданием публикаций, написанием лонгридов и в целом работой по планированию и подготовке будущих изданий с точки зрения их содержания и возможной стратегии реализации. В то же время обучающиеся по направлениям графического дизайна мультимедиа и графического оформления печатной продукции, специализируются на проектах по разработке графики и иллюстрации под самые различные задачи и работают над задачами от известных издательств, а также ведут разработку медиаконтента для создания анимации или видеороликов как для внутренних задач университета, так и для партнёров.
Исследование и разработка
В рамках исследовательских проектов студенты работают в лабораториях университета, либо в партнёрских НИИ или исследовательских лабораториях, а также участвуют в реализации научных грантов совместно с учёными. Например, проекты по разработке биоцидных нанокомпозитов, технологий 3D-биопечати, управляемых оптических систем для лазеров и т.д.
Стратегические проекты
Студенты могут участвовать в реализации стратегических проектов, направленных на развитие всех основных видов деятельности университета и по сути, принимать непосредственное участие в формировании будущего своего университета. Так, студенты работали над проектированием гибких траекторий обучения, с партнёрами, разработали дизайн коворкинговых зон и новой библиотеки Московского Политеха, планировали молодёжную политику и направления развития бизнес-процессов университета.
В проектном обучении акцент делается на двух видах результата — «продуктовом» и «образовательном», которые достигаются студентами при работе под руководством их наставников. Проектная деятельность позволяет студентам перенимать от экспертов нормы профессиональной деятельности, начинать выстраивать свои профессиональные траектории и налаживать связи с компаниями и отраслью в целом.