Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский: «Наши амбиции – это платформенные решения для автомобилей»
Разработка новых автомобилей, проектная деятельность, новые партнерские соглашения вуза – об этом и многом другом ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский рассказал изданию «Ведомости».
– «Московский политех» стал технологическим партнером Центра роботизации технологий городского хозяйства на территории «Сколково». Какие задачи стоят перед университетом и что будет считаться результатом этого партнерства?
– Этот центр создан компаниями «Меркатор холдинг» и «Автономика» для тестирования и масштабирования инновационных проектов в области уборки и содержания городов. «Московский политех» в этом проекте возьмет на себя функцию технологического партнера, который будет обеспечивать экспертно-аналитическую и инженерно-методическую поддержку разработчиков с целью скорейшего вывода продуктов на рынок.
Наш университет – это основной отраслевой вуз России в области автомобильной промышленности. Последние пять лет мы концентрировали свои усилия на развитии инновационных транспортных систем, электрического и высокоавтоматизированного автотранспорта. Более того, в «Московском политехе» – одна из ведущих специализированных школ в российском легковом автомобилестроении. В нашей Передовой инженерной школе электротранспорта (новое структурное подразделение вуза. – «Ведомости») разрабатывают технические, компоновочные решения, создают уникальный дизайн транспортных средств, а также проводят испытания электромобилей.
– Можете упомянуть пару разработок?
– На данном этапе создана беспилотная транспортная платформа Smart-шаттл, в линейку которой входят предсерийный пассажирский образец и грузовой прототип. Стоит выделить электромотоцикл MIG R, на котором был поставлен рекорд на фестивале скорости на льду «Байкальская миля» – 210,6 км/ч. Проект реализован при участии профессиональных пилотов – Михаила Михина и Анастасии Нифонтовой. Также реализован совместный проект с производителем вело- и мототехники «Веломоторс». Команда «Московского политеха» электрифицировала квадроцикл с сохранением технических характеристик первоначальной модели и дополнительными улучшениями.
– «Политех» уже реализует проект «Доступный электромобиль» в рамках университетской программы «Приоритет-2030». Можете рассказать о деталях проекта и на каком этапе он находится сейчас?
– Мы занимаемся электромобилестроением уже 16 лет. В «Московском политехе» за это время сформировалась команда профессионалов – сегодня это уже конструкторское бюро для разработки и создания электротранспорта. Например, электробайков. Наши инженеры участвовали в разных европейских соревнованиях, где занимали призовые места. Сейчас эта команда работает в нашей Передовой инженерной школе электротранспорта. Главная их задача – это перейти от студенческих прототипов к предсерийным образцам. Если вы хотите работать с крупной промышленностью и у вас есть амбиции, то вы должны с самого начала все делать правильно, вести разработку по определенным стандартам и правилам. Помимо этого вы должны учитывать технологические возможности вашего будущего партнера.
Наши амбиции – это платформенные решения для автомобилей. Мы ориентированы пока на маленькие автомобили категории L7 (масса которых без нагрузки не превышает 400 кг – без учета массы аккумуляторов, в случае если это электротранспорт. – «Ведомости»).
– Вы сотрудничаете с какими-то российскими предприятиями?
– Один из ключевых партнеров – калининградское предприятие «Автотор». Это одно из крупнейших предприятий в России по производству и сборке легковых автомобилей.
– В чем заключается партнерство с «Автотором»?
– С «Автотором» «Московский политех» сотрудничает с 2021 г. За это время реализован проект по разработке двух универсальных носителей агрегатов автомобиля. Данные образцы специалисты «Автотора» будут использовать для накладки, отладки, испытаний компонентов силовой установки, а также силовой установки в составе электромобиля категории L7, M1, M1+.
Следующий этап – создание отечественного компактного электромобиля. До начала спецоперации «Автотор» был крупнейшим контрактным сборщиком автомобилей в мире. Сейчас они хотят поставить на производство собственный электромобиль на платформе L7. Есть также и более мелкие, но не менее важные задачи, связанные с локализацией. Если вы откроете государственную стратегию развития автомобильной промышленности, то убедитесь, что локализация – один из главных приоритетов. Мы уже создали центр обратного инжиниринга, купили дорогое программное обеспечение у Siemens и «Камаза», которое позволяет создавать цифровые двойники. Цифровой двойник – это программа, которая может моделировать различные режимы автомобиля. Это делается, чтобы свести к минимуму натурные испытания и возможные ошибки. Например, чтобы сделать краш-тест, надо разбить 10 автомобилей. Возможность создания цифрового двойника и его «крушение» в цифровых краш-тестах позволит снизить их количество в 10 раз. Сейчас ни один серьезный автопроизводитель не создает что-либо без цифрового двойника.
– Вы занимаетесь и гоночными автомобилями?
– Мы развиваем это направление с 2017 г. На гоночных автомобилях проверяются все предельные режимы работы, потому что авто на гоночном треке работает под супернагрузкой. Самые лучшие технические решения известных автоконцернов созданы с помощью гоночных прототипов. На самом деле они имеют большое значение для внедрения лучших решений в серийное производство обычных автомобилей. Мы делаем цифровой двойник гоночного спорткара и потом проверяем его на тренажерах. Это дает огромную экономию времени и денег, потому что за реальное испытание на трассе вы должны заплатить довольно много денег.
«Мы, по сути, продаем образовательную программу вместе с трудоустройством»
– По итогам последней кампании, по данным Минобрнауки, наиболее популярными вузами при приеме на обучение на бюджетные места по программам бакалавриата и специалитета в столице стали МИРЭА, МЭИ и «Московский политех». Расскажите, сколько заявлений было подано и какой рост вы наблюдаете за последние 2–3 года?
– В этом году было [в «Политех»] подано 101 000 заявлений на 2445 бюджетных мест и на 2276 платных мест по программам бакалавриата и специалитета. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 35%. Популярность «Московского политеха» среди абитуриентов объясняется в том числе качеством обучения в нашем вузе и практикоориентированностью. Во все учебные планы с первого по последний курс на всех направлениях подготовки бакалавриата и специалитета [у нас] внедрена дисциплина «Проектная деятельность». Сейчас «Проектную деятельность» вводит все больше университетов, но мы стали одним из первых вузов страны, где в образовательные программы интегрировали этот предмет. Это произошло в 2014 г.
Есть два ключевых вопроса при обучении студента в университетах – его уровень знаний и мотивация. Поймать своего «клиента» – это очень важно. Если человек не мотивирован, то он, скорее всего, хорошо учиться не будет. В конечном итоге он потеряет время и деньги – либо свои, либо государственные.
Для нас очень важна клиентоориентированность. Есть понятие Student Journey – это клиентский путь, который проходит обучающийся. У нас разработан и внедрен набор мероприятий по улучшению этого пути. Он начинается с момента, когда абитуриент приходит к нам на день открытых дверей, и заканчивается получением диплома и трудоустройством. Мы, по сути, продаем образовательную программу вместе с трудоустройством.
– Вы сказали, что проектная деятельность в вашем вузе начинается уже с первого курса. Можете рассказать, в чем она состоит?
– Наши студенты уже с первого курса работают над реальными задачами потенциальных работодателей. Для нас важно, чтобы ребята сразу могли прикоснуться к профессии на практике. В «Московском политехе» почти треть преподавателей из индустрии: к нам приходят работать профессионалы из отрасли без отрыва от работы. На отдельных факультетах их больше – например, на факультете информационных технологий их порядка 50%. Это динамичная отрасль, там учебников почти нет, информация очень быстро устаревает, поэтому без преподавателей из индустрии довольно сложно удержаться на пике актуальности.
Академические преподаватели тоже, безусловно, нужны, но без практиков не обойтись, если вы хотите подготовить хорошего специалиста. Благодаря такому подходу уже на третьем или четвертом курсе почти все наши студенты знают, где они будут работать. Мы, конечно, не бюро по трудоустройству, но я уверен, что вуз должен организовать процесс обучения так, чтобы студенты контактировали со своими будущими работодателями и сразу после окончания университета могли устроиться на хорошую должность с конкурентной зарплатой.
– Какие направления в эту приемную кампанию были самыми востребованными?
– Нужно отметить, что мы не совсем обычный «Политех» – у нас также есть арт-компонента. Если вы помните, в состав «Политеха» вошли шесть вузов. Среди них – Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. Во времена СССР это был ведущий вуз по полиграфии, оформлению печатной продукции. Мы наследники знаменитого ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские. – «Ведомости»), из которого вышли все без исключения художественные вузы страны. Безусловно, к нам поступает много студентов из-за творческой составляющей, но также стоит отметить такие направления подготовки, как системная и программная инженерия, биотехнология, биоинженерия, реклама и связи с общественностью, графический дизайн, издательское дело, управление бизнес-процессами, транспортный и промышленный дизайн, шахтное и подземное строительство.
– Вы говорили, что много анализируете свои учебные программы. Что вы делаете, в случае если какая-то оказалась непопулярной у студентов?
– Если популярность программы минимальна, значит, ее надо перестроить или отказаться от нее. Мы не пытаемся объять необъятное – это невозможно. Нужно развивать сильные стороны.
– Сколько у вас сейчас обучается иностранных студентов и какие направления они выбирают?
– У нас довольно много иностранных студентов – 1517 человек из 69 стран. Для нас важно, чтобы они приезжали учиться. Иностранный студент, как правило, имеет возможность выбрать страну для обучения. Китайцы, например, очень разборчивые студенты. Самое большое количество иностранцев в вузах США, Великобритании и других стран Европы – это китайцы и индусы. Если они вас выбирают, значит, у вас хорошее качество образования. Это накладывает определенную ответственность. За ними также внимательно следят их посольства.
– В марте стало известно, что «Московский политех» откроет представительство в Шанхае, что дает вузу возможность напрямую взаимодействовать с научными организациями. С какими именно китайскими научными организациями и институтами сейчас взаимодействует ваш вуз и в каких областях?
– У нас есть Передовая инженерная школа электромобилестроения, а Китай – страна номер один в электромобилестроении. Взаимодействие в этой сфере стало одной из главных целей для открытия представительства. Вторая цель – это набор студентов. Для этого нужно проводить мероприятия, распространять о нас информацию, участвовать в образовательных выставках, что трудно сделать, находясь в Москве. Несколько лет Китай был вообще закрыт из-за коронавирусных ограничений. Такая ситуация может повториться и в будущем. Нам легче, если в КНР будут постоянно находиться наши сотрудники.
Наша третья задача – это покупка технологического, учебного и научного оборудования. Сейчас уже понятно, что рынки Европы для нас закрыты. Все, что сегодня в Россию случайным образом поставляется, сопряжено со сложными логистическими схемами. И никто не гарантирует, что так будет продолжаться. Мы понимаем, что если не переориентируемся на Китай, то можем остаться без оборудования. Если вы хотите работать в КНР, у вас должен быть китайский партнер, хорошо понимающий рынок, способный найти качественного поставщика.
– Кто партнеры «Политеха» в Китае?
– Стоит отметить взаимодействие с китайскими университетами в рамках соглашений о сотрудничестве, например с Пекинским университетом химических технологий, Шанхайским колледжем издательского дела и печати, Наньянским педагогическим университетом, Чжэцзянским океаническим университетом и Технологическим университетом в Гуанчжоу. С этими вузами реализуется академический обмен и совместное проведение конференций и семинаров. С данными образовательными партнерами уже прошла встреча на площадке China Education Expo в октябре в Пекине, где был представлен «Московский политех».
– Согласно аналитическому докладу специалистов ВШЭ, в вашем вузе достаточно высокий уровень поддержки киберспорта. Как вы развиваете это направление среди студентов? Считаете ли вы его в принципе важным?
– Киберспорт – это довольно интересное направление. С 2021 г. более 1500 наших студентов приняли участие в разных видах киберспорта. Сейчас мы закупили три тренажера для Передовой инженерной школы. Мы также участвуем в самых разных соревнованиях, например в Московской студенческой киберспортивной лиге.
«Молодежь чрезвычайно внимательно относится к справедливости»
– С чем вы связываете высокий интерес к вашему вузу, учитывая, что как бренд «Московский политех» существуют с 2016 г.? При этом в 2023 г. вы уже конкурируете с другими вузами с более длительной историей бренда.
– Наш бренд действительно молодой, но мы активно занимаемся его продвижением. Нам было жизненно необходимо добиться узнаваемости вуза и правильного позиционирования на рынке. Московский образовательный рынок высококонкурентный, здесь огромное количество хороших вузов. В такой обстановке ты должен чем-то отличаться – это принципиальная вещь. В этом плане мы радуемся своим успехам, но всегда считаем, что нам есть еще над чем работать. Сейчас, например, мы занимаемся реинжинирингом бизнес-процессов.
– Как это происходит в вашем вузе?
– Мы начали этим заниматься несколько лет назад: модернизировали все процессы, связанные с цифровизацией. Например, я могу поставить подпись под любым документом, используя только телефон. Да, какие-то внешние письма или доверенности так не подпишешь, но 95% [документооборота] проходит в электронном виде. У нас есть личный кабинет сотрудников, абитуриентов, студентов. Огромное количество услуг – от заказа справки до просмотра расписания занятий – можно получить электронно. В «Политехе» есть также центр по работе со студентами, его можно сравнить с сервисом «Мои документы». Он выполняет функции объединенного деканата. Создание комфортной среды существования сотрудников и студентов – это предмет нашей постоянной заботы. Мы сразу поняли, что многие вещи нужно усовершенствовать: снижать трудоемкость работы сотрудников над теми или иными процессами, автоматизировать рутинные процессы.
– Внеучебная деятельность так же важна, как и учебная в вашем вузе?
– К внеучебной деятельности мы относимся так же серьезно, как и к учебному процессу. В учебном процессе формируется hard skills – профессиональная компетенция. Но в современном мире soft skills иногда приобретают большее значение, чем hard skills. Человек с хорошими знаниями, но без лидерских качеств, умения руководить людьми и коммуницировать часто проигрывает человеку, который обладает этими навыками. Наша внеучебная деятельность разнообразна – от участия в волонтерстве и театральных постановках до медиа и спорта. Например, у нас очень сильная команда по женскому мини-футболу. Мы играем во взрослой высшей лиге, половина команды – это члены сборной страны, мы постоянно занимаем призовые места в чемпионатах. Будут ли девочки дальше заниматься спортом – я не знаю, но они совершенно точно могут отлично работать в команде.
– В конце июля вы запустили студенческое соуправление, в рамках которого студентам предоставляется возможность помогать администрации вуза в решении важных вопросов. Российские вузы уже предпринимали попытки организовывать в том числе студенческое самоуправление, но нельзя сказать, что они были успешны. Как вы собираетесь развивать вашу инициативу, чтобы она не была для галочки, а студенты действительно получили право голоса?
– Как только вы перестаете играть со студентами в игры и делаете их своими коллегами, то получаются серьезные дела, а главное – результаты. Это мой подход. Мне, как ректору, вверен весь вуз – это огромное количество процессов, которые распределены между моими заместителями и далее вниз по административной системе. Часть из этих процессов могут эффективно исполнять органы студенческого соуправления. Мы делимся этими процессами двумя способами: это могут быть переданные полномочия или это предмет совместного ведения. Когда мы полностью передаем полномочия, то контроль, конечно же, остается за ректором.
– Можете привести пример такого процесса?
– У нас есть двухуровневая дисциплинарная комиссия. С февраля в университете действует два состава дисциплинарной комиссии – основной и дополнительный. Основной состоит из администрации университета и представительных органов – профорганизации и Объединенного совета обучающихся. А дополнительный состоит из представителей студенчества – представительных органов и студенческих советов общежитий. Дополнительный состав рассматривает менее сложные дела и рекомендует к вынесению замечания и выговора, обходя стороной отчисление.
Когда мы обсуждали эту идею, студенты говорили: «А давайте мы будем принимать решение, а потом вышестоящая комиссия по спорам будет их там утверждать». Я сказал: нет, вы будете принимать окончательное решение. Степень ответственности и значимости студенческого самоуправления в таком случае повышается. Кроме того, у нас есть стипендиальная комиссия, в которую входят органы студенческого самоуправления. У них есть, по сути, право вето. Если студенческая часть комиссии с чем-то не согласна, значит, приказ просто не будет подписан. Вот это и есть реальное самоуправление.
– А в чем вы видите сложности?
– Это не сложности, а моменты, которые необходимо учитывать при работе со студентами. Молодежь – это свободолюбивые, незашоренные люди, которые чрезвычайно внимательно относятся к справедливости. Это обязательно нужно принимать во внимание.
– Вы в 2012–2017 гг. были губернатором Приморского края, а сейчас вы во главе крупного вуза. Что сложнее – управлять регионом или управлять вузом и студентами?
– На каждом своем рабочем месте я никогда не думал о сложностях. Может, когда-нибудь, когда буду на пенсии, я напишу об этом. Каждая работа сложна по-своему. Работа губернатором с точки зрения спектра проблем и объема ответственности несоизмерима с тем, что я делаю сегодня. С другой стороны, качество задач и их сложность на посту ректора иногда также бывают несоизмеримы с тем, что было раньше. Каждому делу надо отдаваться на 100% – это было моим правилом везде, где я работал.