30
декабря 2022

Ректор Московского Политеха: Какими должны быть инженеры нового поколения?

Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский провел 27 декабря встречу с представителями СМИ. Глава вуза рассказал журналистам о роли Московского Политеха в подготовке инженерных кадров, укреплении связей вуза с автопромом, повышении престижа инженерного образования и критериях приема на технические специальности.

Полный текст по итогам встречи – на портале Вести образования

Автор: Ольга Дашковская. 

Новый автомобиль – доступный, экологичный, беспилотный

Прежде всего Владимир Миклушевский отметил, что Политех успешно вписался в одну из главных стратегий, которую обозначил президент РФ – технологический суверенитет. Как известно, все иностранные автомобильные производители за редким исключением ушли с российского рынка после 24 февраля, их место начали занимать китайские предприятия. Совместно с ними планируется создание новой версии «Москвича».

В этих новых условиях перед Московским Политехом была поставлена задача развивать отечественное автомобилестроение. Владимир Миклушевский напомнил, что в 2016 году одним из шести вузов, вошедших в состав нового Политеха, был МАМИ – лидер в подготовке специалистов для автопрома. Кроме того, на базе вуза уже несколько лет действуют конструкторские бюро, которые занимаются инженерным и промышленным дизайном, а также конструированием автомобилей и электробайков. Сотрудничество с крупнейшими российскими компаниями в области автомобилестроения (Автотор, КАМАЗ, НАМИ, Меркатор) позволило за последние полтора года открыть две новые лаборатории – цифровых двойников и спортивного транспорта. В настоящее время создается масштабная лаборатория для испытания аккумуляторов и электродвигателей, планируется развитие интеллектуальных систем и робототехники (цеха автомобилестроительных предприятий роботизированы и способны перестраиваться на производство новых моделей).

Все это обеспечило условия для получения Московским Политехом гранта в рамках программы «Приоритет 2030» за проект «Доступный электромобиль». Информация о гранте опубликована на сайте Минобрнауки РФ 23 декабря.

«Работа, которую мы провели в течение 2021–2022 годов, получила должную оценку комиссии Минобрнауки России. В 2021 году мы выиграли только базовую часть гранта, это около 100 миллионов рублей. В этом году мы сумели войти в специальную часть гранта и получили дополнительно 351 миллион рублей. Но важны не столько цифры, сколько признание тех результатов, которые мы представили», – отметил ректор Московского политеха Владимир Миклушевский.

Теперь главная цель – перейти от прототипов (опытных, экспериментальных моделей) к образцам электромобилей, которые будут приняты в серийное производство.

Концентрация усилий на производстве именно такого вида транспорта, по словам Владимира Миклушевского, осознанна и закономерна: в этом направлении развивается весь мир, и совершенно очевидно, что это будущее автомобилестроения – как легкового, так и грузового. Есть целый ряд технологических факторов, которые однозначно говорят в пользу этого направления: простота управления, переход на беспилотники, экологичность.

«Что-то физики в загоне»

Предприятия-партнеры – КАМАЗ, G-Drive Racing и Автотор – поручили Политеху выполнение производственных заказов, в связи с этим в вузе открыли три топовых направления подготовки: гоночный инжиниринг, инженерный дизайн и мехатроника (наука на стыке механики и IT). Планируется открыть виртуальную лабораторию по 3D-моделированию с использованием сложного программного обеспечения.

Все это требует серьезной перестройки подготовки инженеров, и начинать, как убежден Владимир Миклушевский, следует со школы – именно там технические вузы должны отбирать способных и мотивированных абитуриентов.

«Без этого, скорее всего, мы не достигнем успеха. Во-первых, для того чтобы учиться на таком сложном направлении, как инженерное, надо хорошо знать физику и математику, во-вторых, если мотивации нет, скорее всего, человек вряд ли будет учиться, ему будет неинтересно», – отметил Владимир Миклушевский.

Политех работает с 250 столичными школами, в том числе инженерной и IT-направленности. Ученики приходят на «Университетские субботы», в свою очередь преподаватели вуза ведут занятия в профильных классах. При Политехе организован детский Технопарк, который специализируется на автомобилестроении. В своё время он был открыт на грант правительства Москвы.

К сожалению, конкурсы на инженерные специальности даже в таком авторитетном вузе, как Политех, ниже, чем на такие популярные направления подготовки, как «Реклама и связи с общественностью» или «Издательское дело и журналистика» (Политех – вуз многопрофильный, здесь 250 направлений подготовки). Поэтому будущих инженеров приходится дотягивать до необходимого уровня за счет дополнительных адаптивных курсов, которые, что важно, бесплатны для студентов.

С первого курса студенты попадают на производство и занимаются проектной деятельностью (под конкретные задачи предприятий, как уже упоминалось выше), которая занимает 10% учебного времени. В ближайших планах – увеличить этот показатель до 25–30%.

Гибкие траектории подготовки

Одним из резонансных событий этого года стало объявление о выходе России из Болонского процесса. После обсуждения с академическим сообществом Минобрнауки было приняло взвешенное решение не разрушать сложившуюся за эти годы структуру обучения, сохранив в то же время традиции российского образования.

В настоящее время в Политехе 86% подготовки приходится на бакалавриат и 14% – на специалитет. В 2023 году ожидают соотношение 88% на бакалавриат и 12% на специалитет. По словам Владимира Миклушевского, увеличивать долю последнего не имеет смысла. Напротив, большое внимание уделяется гибким траекториям обучения по системе 2+2+2.

«Логика этой системы проста и понятна: программу первых двух курсов максимально унифицируют, чтобы при необходимости переход на другое направление был проще», – пояснил руководитель Политеха. В то же время он рассказал, что перейти, например, с художественного направления на инженерное или наоборот будет непросто, поскольку придется досдавать много экзаменов, а вот внутри одного профиля – реально.

Кроме того, получить конкретную специализацию можно в магистратуре. Сейчас идет активное обсуждение на тему того, чтобы дать право выпускникам специалитета поступать в магистратуру на бюджетные места. До сих пор такую привилегию имели только выпускники бакалавриата.

Как отметил Владимир Миклушевский, введение Болонской системы позволило фактически, с учетом магистратуры, увеличить продолжительность обучения до 6 лет против 5 лет в прежнем специалитете.

Читайте также

Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Аб
Цветовая схема:
Изображения:
Оставить заявку
Заполните форму, и сотрудник университета свяжется с Вами
!
!
!
!
Приемная комиссия +7 (495) 223-05-23
Оставить заявку
!
!
!
Задать вопрос