«Приоритет 2030»: в Московском Политехе обсудили программу развития вуза
В Московском Политехе состоялась проектно-аналитическая сессия, на которой обсудили процесс реализации программы развития университета «Приоритет 2030». Трехдневный интенсив прошел при участии экспертов ФГАНУ «Социоцентр» и члена комиссии Минобрнауки России по отбору в программу.
Рабочая встреча проходила в несколько этапов: презентация текущих результатов реализации программы развития вуза, экскурсия по университету и работа в проектных командах.
В первый день работы комиссии состоялось заседание, где эксперты Московского Политеха представили свои доклады. Директор Передовой инженерной школы электротранспорта Пабло Итурралде обозначил ключевые инженерные проекты в сфере беспилотного и электрического транспорта, которые вуз реализует совместно с индустриальными партнерами.
Напомним, стратегический проект «Доступный электромобиль» стартовал в университете в 2021 году. К 2023 году инженеры Московского Политеха реализовали ряд важных проектов, в том числе электрифицировали квадроцикл Stels Guepard. В перспективе до 2030 года – создание CAN-шины, шасси и электрооборудования для платформы M1 совместно с компанией-лидером автомобильной отрасли «АВТОТОР».
Проректор по научной работе Антон Наливайко объяснил, что для достижения целей программы прошли изменения модели управления научного блока, создание технологических пространств (научно-технологической инфраструктуры) коллективного пользования, в частности, развитие инженерного кластера, а также — привлечение высококвалифицированных кадров (внедрение программ грантов имени В.Е. Фортова и П.Л. Капицы) и развитие цифровой экосистемы.
Тему продолжил проректор по цифровому развитию. Илья Красильников рассказал о цифровой трансформации вуза и внедрении ERP-системы, электронного документооборота, кампусной ИТ-инфраструктуры, а также развитии цифровой образовательной среды для студентов и личного кабинета абитуриента. Благодаря данным изменениям вузу удалось приблизиться к цифровому суверенитету — 90% программного обеспечения российское.
Проректор по учебной работе Гюзель Шарипзянова обозначила ключевые изменения подхода к образованию. Студент Московского Политеха обучается по STEAM-системе, сочетающей технологичные и гуманитарные дисциплины, а также Arts-компоненты. Обучающиеся в междисциплинарных командах работают над проектными задачами от индустриальных партнеров вуза (90% проектов реализуется совместно с партнерами). Эффективность подхода доказывает высокий уровень трудоустройства выпускников — более 95%.
«Стратегия трансформации и модернизации университета, которую мы воплощаем еще с 2019 года, практически полностью соответствует инициативе «Приоритет 2030» и становится его естественным продолжением. Московский Политех вошел в число 22-х вузов (из 106 участников программы), чьи отчеты за 2021–2022 комиссия Минобрнауки России приняла без замечаний – это говорит о многом», — заявил ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский.
Участники сессии посетили объекты Московского Политеха, на которых идут работы по стратегическим проектам, среди них — Передовая инженерная школа электротранспорта, образовательная лаборатория транспортного факультета, Научно-технический центр «Промышленный дизайн» и другие.
«Впечатления от экскурсии самые положительные. Видна ориентация команды вуза на максимально тесное взаимодействие с бизнесом, в частности с автомобилестроительными корпорациями. Лаборатории оснащены самым современным оборудованием, позволяют не только обучать студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности, но и реализовывать исследовательские и опытно-конструкторские работы для предприятий», — поделился впечатлениями Олег Фомичев, член комиссии Минобрнауки РФ по отбору в программу «Приоритет 2030», директор по стратегическому планированию и развитию АО «КомплексПром».
Затем состоялась работа в группах и совместное обсуждение наработок на пленарных заседаниях. В состав проектных команд вошли представители научных и учебных подразделений вуза, администрация и студенты. Участники обсудили перспективные целевые модели, трансформацию базовых, сквозных и вспомогательных процессов внутри вуза, а также систему управления программой развития по пяти тематическим трекам: «Стратегические проекты», «Наука и инновации», «Целевая модель управления», «Образовательная политика» и «Цифровая трансформация». В итоге рабочие группы оценили динамику трансформации вуза, выделили ключевые точки роста и преодоления барьеров на пути к достижению целевой модели университета в 2030 году.
«То, что мы услышали и увидели на сессии, показывает высокую степень зрелости и погруженности Московского Политеха в отраслевые задачи. Это не стартовый этап, а достаточно четкая и понятная позиция. Совместными усилиями с командой вуза мы спроецировали целевой образ будущего образовательного учреждения на настоящее и определили, какие ключевые задачи будут выполняться в перспективе 2030 года и далее», – прокомментировал итоги двухдневной работы команд эксперт ФГАНУ «Социоцентр» Дмитрий Шабалкин.
На заключительной экспертной сессии подвели итоги трехдневной работы, зафиксировали полученные результаты по итогам проектно-аналитической сессии, поставили приоритетные задачи на следующий этап развития и получили обратную связь от экспертной группы ФГАНУ «Социоцентр».
Справка: Московский Политех является участником федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» нацпроекта «Наука и университеты». В 2021 году Московский Политех представил стратегический проект «Доступный электромобиль» и получил базовый грант на свое развитие в размере 100 млн рублей. Вуз успешно защитил итоги работы за год осенью 2022 года, благодаря чему получил специальную часть гранта по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство». Грант направлен на укрепление кадрового и научного потенциала, создание технологий и наукоемких продуктов, интеграцию в реальный сектор экономики.