«Приоритет 2030»: ректор Московского Политеха презентовал концепцию обучения студентов в интересах индустрии
В Московском политехническом университете работает II Международный форум Автонет «Развитие электротранспорта в России – от концепции к технологическому суверенитету». В мероприятии участвуют представители образовательной сферы, Минпромторга и промышленности — компании «Автотор Холдинг», «Конкордия», «Звезда» и другие.
Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский в своем выступлении на пленарной сессии отметил, что сейчас время, когда необходимо использовать новые возможности, возникшие в связи с санкциями:
«Правительство нас на это максимально нацеливает. Когда Министерство науки и высшего образования РФ объявило конкурс «Приоритет 2030», Московский Политех выиграл в нем с проектом «Доступный автомобиль». По программе мы получили большую федеральную поддержку при оснащении оборудованием структурных подразделений, которые занимаются выполнением проекта».
Ректор отметил, что Московский Политех в своей стратегии развития опирается с одной стороны на возвращение к истокам, потому что часть вузов, которая вошла в состав университета в 2016 году, была сделана по модели «Завод–ВТУЗ». С другой стороны, за основу берется опыт вузов, в которых образовательный процесс построен на базе предприятий-партнеров.
«Последние несколько лет наша работа посвящена реализации концепции, суть которой в том, чтобы обучение студентов было основано на реальном инжиниринге и научных исследованиях в актуальных интересах индустрии. Внутри вуза создано собственное конструкторское бюро, где работают опытные инженеры, конструкторы, технологи. По такой схеме мы сотрудничаем с «Автотором». Специалисты выполняют работу для индустрии, а студенты учатся на реальных примерах. Сейчас наша задача — активно развивать конструкторское бюро, которое уже 17 лет занимается в Московском Политехе электромобилестроением», — заявил Владимир Миклушевский.
До 2030 года конструкторское бюро планирует разработать линейку электромобилей, включая модели категорий L7 и M1, беспилотные транспортные платформы, электрифицированную дорожно-коммунальную технику. Среди партнеров проектов — КАМАЗ, АВТОТОР, Меркатор и другие компании.
Владимир Миклушевский также презентовал участникам форума модель инженерного образования, выстроенную сегодня в вузе.
«Наша задача — на реальных проектах готовить кадры для страны. И начинаем мы еще со школы. Вуз сотрудничает с московскими инженерными классами, проводит университетские субботы и развивает детский технопарк. В Московском Политехе много преподавателей из отраслей, на некоторых факультетах их доля достигает 50%. В вузе внедрена обязательная проектная деятельность по трем направлениям: научно-техническому, индустриальному и предпринимательскому. При этом сложность проектов последовательно возрастает от первого курса к выпускному. Несколько лет назад в вузе была создана Передовая инженерная школа электротранспорта — это уже проекты высокого уровня, которые выполняются магистрантами. Для научно-технических проектов ТЗ формулируют индустриальные партнеры. Есть предпринимательские проекты, когда сами студенты выдвигают некую гипотезу, которая должна реализоваться».
Ректор также отметил, что среди задач вуза — разработка и внедрение деталей, изготовление небольших партий изделий для индустриальных партнеров, проведение испытаний на специальных тренажерах, которые позволяют моделировать трассу в цифре, документация знаний. Позитивные практики, которые нарабатываются в Передовой инженерной школе, масштабируются на другие подразделения вуза.
Один из индустриальных партнеров вуза — компания «Автотор Холдинг». Сейчас автомобилестроительная компания совместно с Московским Политехом реализуют проект по производству электромобиля.
«Московский Политех не только проектирует, но создает прототипы и испытывает их. Созданный здесь универсальный носитель агрегатов позволяет нам проводить дорожные испытания различных типов автомобилей, меняя нагрузку, двигатель, батареи – от легкового автомобиля до легкого коммерческого. Это существенно снижает затраты на разработку. Почему важно создавать такие центры компетенций, которые существуют в Московском Политехе? Потому что в одном центре есть возможность сосредоточить наиболее умных, опытных людей, поставить сюда дорогостоящее оборудование. Все то, чем располагает Московский Политех, стоит очень больших денег. Это и станочный парк, и компьютерная, и исследовательская техника. Конструкторы, испытатели постоянно загружены, они приобретают опыт и все дальше, больше, копят его. И, соответственно, затраты на разработку и сроки разработки существенным образом сокращаются», — отметил Александр Сорокин, заместитель председателя совета директоров «Автотор Холдинг».
В форуме принимают участие более 100 экспертов. В программе — обсуждение стратегии развития электротранспорта до 2030 года, вопросы создания компонентной базы, программного обеспечения и зарядной инфраструктуры. Форум проходит при поддержке АНО «Национальные приоритеты».