«Приоритет 2030»: молодой ученый Московского Политеха повысит безопасность автономного транспорта
По итогам третьего грантового конкурса имени П.Л. Капицы в Московский Политех в 2024 году трудоустроены семь постдоков – кандидатов наук, а также ученых, имеющих степень PhD. Конкурс проходит в рамках реализации федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». В этой программе Московский Политех участвует со стратегическим проектом «Доступный электромобиль».
Молодые ученые пришли в команду Московского Политеха со своими идеями и научными наработками. Вуз в свою очередь предоставляет им возможность проводить исследования по приоритетным направлениям университета и руководить студенческими научными проектами.
Этим шансом воспользовался Юрий Фурлетов, выпускник МАДИ, получивший степень PhD в Техническом университете Дармштадта (Германия). Ученый имеет опыт работы преподавателем и научным сотрудником в своем родном вузе, в Германии, в Финансовом университете, ИТМО и других научно-образовательных учреждениях. Сейчас — доцент Передовой инженерной школы электротранспорта и старший научный сотрудник кафедры «Наземные транспортные средства» Московского Политеха.
Область научных интересов Юрия Фурлетова — системы автономного вождения, помощи водителю (ADAS), обработки звуковых сигналов, а также системы удаленной диагностики и контроля технического состояния ТС.
Грант имени П.Л. Капицы молодой ученый получил на исследование применения алгоритмов обработки звуковых сигналов в системах автономного вождения и инфраструктуре умного города.
Тема актуальна, потому что напрямую связана с безопасностью автономных транспортных средств. Проблемы безопасности или аварийные ситуации часто происходят из-за ошибок, допускаемых на различных уровнях автоматизации. В целом их можно классифицировать как ошибки восприятия окружающей среды, ошибки принятия решений и ошибки управления.
«Считается, что системы автономного вождения должны обладать как минимум такими же характеристиками и возможностями, как и водитель-человек. Современные системы, в основном полагаются на системы, выполняющие функции зрения, такие как лидары, радары и камеры. В то же время, водитель находящийся за рулем, обладает еще и слухом. Звук может быть источником дополнительной информации, которая важна для восприятия окружающей среды и принятия решений, — рассказывает ученый. — Именно звук может дополнить картину окружающей среды, а также послужить источником данных для предиктивной (прогностической) диагностики транспортного средства».
Абсолютно любое движения человека или механизма сопровождается звуком, и транспортная среда не исключение. Звонки велосипедов или трамваев, шум дороги, сирены, звуки двигателя внутреннего сгорания и так далее содержат много дополнительной информации о дорожной обстановке. Эта информацию может использоваться автомобилем для выбора правильной стратегии движения.
«С помощью гранта а я начну разрабатывать новые методы и алгоритмы цифровой обработки акустических сигналов для беспилотных автомобилей, систем помощи водителю, высокоавтоматизированных транспортных средств и инфраструктуры умного города», — говорит Юрий Фурлетов.
Также в рамках дисциплины «Проектная деятельность» ученый вместе со студентами уже занимается разработкой программного и аппаратного обеспечения для системы «компьютерного слуха» АТС. Планируется, что группа создаст прототип комплекса, а также микрофонный модуль, который можно будет установить на транспортное средство.
«Московский Политех видится мне отличным местом для проведения моих исследований как один из ведущих вузов России в области автомобильного транспорта. Университет обладает современной инфраструктурой и хорошим оснащением для проведения практически любых работ в области автомобилестроения. У меня есть планы по созданию своей научной группы, а в дальнейшем и лаборатории в области автомобильных систем и программного обеспечения. Уже сейчас я общаюсь со студентами и аспирантами, с которыми мы вместе хотим проводить исследования. Надеюсь, что Московский Политех предоставит мне такую возможность», — говорит Юрий Фурлетов.
Справка: Петр Капица — советский физик, инженер и инноватор. Лауреат Нобелевской премии (1978), дважды Герой Социалистического труда, основатель и директор Института физических проблем (ИФП), один из основателей Московского физико-технического института.