Преподаватель Ольга Горлова: «Общение со студентами — это прививка от стагнации»
Героиня рубрики «Люди Московского Политеха» – Ольга Горлова, старший преподаватель кафедры рекламы и связи с общественностью в медиаиндустрии Факультета экономики и управления. Напоминаем, рубрика посвящена сотрудникам нашего вуза, выбравшим делом жизни преподавание и науку.
Ольга Евгеньевна убеждена, что ей повезло — она не мучалась в школе выбором профессии:
«Сколько себя помню, я всегда мечтала учиться в театральном институте. Это желание родилось вместе со мной, и мне оставалось только услышать его и выбрать, в чью мастерскую поступить. Театральный мир так устроен, что там самое важное – не где ты учился, а у кого. Мне повезло еще раз, я попала именно к тем людям, у которых хотела перенимать опыт, и всю жизнь я безумно им благодарна».
Получив актерское образование в Ярославском государственном театральном институте, Ольга Евгеньевна на этом не остановилась. В ее копилке — режиссура (Академия переподготовки работников искусства, культуры туризма), психология (МГУ), дизайн (Высшая Британская школа дизайна).
«Как оказалось, это звенья одной цепи, все мои образования про одно и то же — про психологию творчества и психологию коммуникаций, про воздействие на мир инструментами слова, инструментами цвета, инструментами формы и так далее. Для меня, как для человека, идущего этим путем, стало потрясающим открытием то, что я не меняла векторы в жизни, а расширяла их. Приведу пример из практики: приходит ребенок на первый курс и сразу же показывает хорошие наработки в области дизайна. Я вижу понимание вопроса, интересуюсь у него, есть ли опыт. Мне отвечают, что нет, дизайном не занимался, только фотографировал. А я понимаю: есть опыт фотографии, значит есть база работы с визуалом, и это уже заметно расширяет возможности человека. Межпредметные связи не всегда можно самому уловить, но они существуют!».
— Что вы лично получаете от преподавательской деятельности?
— Преподавать — интересно! Мне нравится погружаться в понимание, изучение вопроса, наблюдать за тем, что у нас получается. Мне интересно взаимодействовать со студентами, с коллегами. Это не только процесс коммуникации на парах, это про общую атмосферу поиска и творчества в пространстве вуза и в пространстве креативных индустрий.
В вуз каждый год приходят новые ребята и вместе мы снова и снова знакомимся с творческой отраслью, узнаем новые тренды, исследуем пространство креатива. Общение со студентами, — это как минимум, прививка от стагнации, от регрессии.
— Какие они, сегодняшние студенты?
— Очень классные, умные, глубокие, образованные, хорошо воспитанные. Я поражаюсь, например, тому, что многие из них работают (3-4 курс обычно) — хотят развиваться и реализовываться, обеспечивать себя и помогать своим родителям. У них сформирована социальная ответственность — они занимаются волонтерством, другими полезными активностями, постоянно в движении. Я люблю студентов. И, думаю, что мои студенты, наверняка, не все))), но многие, знают, что мои слова про любовь к ним — правда.
— Какие сложности в преподавательской деятельности можете отметить?
— Все мы люди, и так не бывает, что ты со студентами взаимодействуешь только в области профессиональных коммуникаций, прежде всего идет общение «человек-человек». И, наверное, самое сложное в любой работе — сделать так, чтобы все было комфортно и безоблачно с точки зрения межличностного общения. Приходится искать точки взаимодействия. Я часто говорю ребятам: все в этой жизни — дорога с двусторонним движением, и важно, чтобы каждый из участников коммуникационного процесса прошел свою часть дороги.
— Есть ли у вас секреты мастерства?
— Я не могу назвать себя человеком, который может дать какие-то советы, связанные с преподаванием)). Я сама всю жизнь учусь — и у студентов, и у своих коллег с нашей замечательной кафедры, и коллег и из всего мира креативных индустрий. Секретов преподавания у меня нет. Я бы вместо слова «секрет» употребила бы слово «рост» — человеческий, личностный рост. В контексте «инфоцыганства» словосочетание «личностный рост» сейчас стало обесценено. Но ведь так и есть — если ты как личность не будешь расти, не будешь заботиться о себе, о том, чтобы оставаться «живым» человеком, то вряд ли что-то будет получаться вообще в жизни, в том числе в преподавании. Это не секрет, а основа основ, или, как бы мы сказали с ребятами на парах, — «это база»)))
Есть такое правило в рекламе: не продашь себе — не продашь никому. Если тебе самому не интересно то, чем ты занимаешься, то, как ты живешь, то окружающим тебя людям тоже будет с тобой «не очень». Но жить интересно —довольно сложно, это огромная работа по отношению к себе, к своему бытию.
— О чем вы мечтаете?
— Мне хотелось бы не стареть во всех смыслах этого слова, не стареть душой, прежде всего. Это выражение затерлось, стало банальным, шаблонным, но это правда, за ним стоят большие и настоящие смыслы. Я боюсь потерять вкус жизни. Мы часто — в силу усталости, возраста, рутины, суеты — теряем что-то важное, теряем смыслы, интересы, даже людей. К сожалению, это происходит. А хотелось бы жить долго, счастливо, интересно — так, чтобы ни о чем не жалеть, чтобы все, что задумывалось и хотелось, получалось. И пусть все сбудется!