05
февраля 2024

«Наука – это не про то, что можно было сделать вчера»: интервью с молодым ученым Московского Политеха

«Молодой ученый» – понятие, которое было введено Министерством науки и высшего образования всего 1,5 года назад. Мы поговорили с Андреем Мошиным, выпускником бакалавриата и магистратуры Московского Политеха по специальности «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения», ассистентом кафедры «Техника низких температур» им. П.Л. Капицы, победителем конкурса грантов имени В.Е. Фортова и молодым ученым университета.

Андрей, Вы – молодой ученый. С чего все начиналось?

Я родился в городе Черноголовка, в наукограде, между прочим. В роду ученых у меня не было. В 2015 году я поступил в Московский Политех, тогда это был университет машиностроения, то есть до объединения шести университетов. Поступил на факультет «Химической технологии и биотехнологии» на специальность «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения». В 2019 году я стал магистрантом этого же направления. А сейчас я являюсь ассистентом кафедры «Техника низких температур им. Капицы». Будучи магистрантом доцент (ныне заведующий кафедрой) Дмитрий Анатольевич Некрасов пригласил меня вступить в коллектив молодых ученых, который набирали для работы над гос.заданием в сфере научной деятельности от Минобрнауки РФ. С этого и начался путь – будучи студентом магистратуры я стал постигать большую науку.

Какую область науки вы изучаете?

Я занимаюсь определением фундаментальных закономерностей процессов тепло- и массопереноса в гидрогеле, используя бесконтактные методы диагностики, содержащие живые клетки. То есть я изучаю бесконтактные методы диагностики гидрогелевых материалов применительно к технологиям 3D биопечати.

Какие вопросы в вашей научной деятельности особенно интересны?

Особый интерес вызывает модернизация готового 3D-биопринтера с системой формирования структуры биогеля с живыми клетками. То есть на основе полученных данных о составе и концентрации компонентов гелей, клеток возможна реализация контроля технологических параметров непосредственно в зоне формирования струи, а значит и управления процессом 3D-биопечати. Сейчас одним из передовых направлений современных технологий является тканевая биоинженерия, говорят об этом практически все и считают это чем-то фантастическим, так вот хочется, чтобы это фантастическое стало реальностью. Хочется внести весомый вклад в претворение магии в жизнь.

Почему выбрали именно эту область?

Тут скорее воля случая – меня пригласили в тот коллектив, который занимается исследованиями в этой области уже более 10-ти лет. А привлекла междисциплинарность – деятельность на стыке теплофизики и биотехнологии. Сейчас приветствуется междисциплинарность, это подчеркивается и в Российской Академии наук. Это всегда интересно, когда создаются большие коллективы с большим опытом в разных областях: будь то химики, физики, ракетчики, холодильщики и айтишники. Я вот, например, отвечаю за экспериментальную составляющую, а вот мои коллеги на основании полученных данных составляют программный комплекс, на основе которого происходит моделирование процессов на экспериментальных установках. Это огромная командная работа.

Каких результатов вы хотите добиться?

Наука – это всегда новое. Наука – это не про то, что можно было сделать вчера. Если что-то можно было сделать вчера – это не наука. Я надеюсь, что полученные результаты дадут возможность усовершенствовать технологии регенеративной медицины. Повысится эффективность создания биореакторов для выращивания микробиологических объектов, будут разработаны новые конструкции микроконтейнеров для управляемой доставки лекарственных средств и изделий внутрь биологических тканей. Полученные закономерности позволят предложить новые подходы по обеспечению жизнедеятельности клеток путем создания искусственных микроканалов в геле для эффективной подачи питательных веществ.

photo_2024_02_04-22.22.38.jpeg

Какие достижения в своей научной карьере вы считаете более значимыми?

Я думаю, что главное достижение – это опыт и рост. Во-первых, это работа в большом коллективе, где c каждым годом наблюдается заметный рост. Когда я пришел только в нашу команду, то я двух слов связать не мог, а сейчас говорю научными терминами, грамотно пишу научные статьи, обрабатываю полученные результаты экспериментов, предлагаю свои методики исследований. Также выходит уже много публикаций, потихоньку начинают цитировать мои работы и работы в соавторстве. Это очень здорово, когда в научных кругах появляется какая-то популярность. Все это рост и опыт, которые очень сильно вдохновляют.

Вы сказали, что в роду вы – первый ученый: а кем Вы мечтали стать в детстве?

Честно? Я хотел стать актером. Но мне семья, в которой все были инженерами, экономистами или бухгалтерами, сказала, что это не профессия. Но тем не менее, от мечты детской я отчасти не отказался – как преподаватель на семинарах и лабораторных занятиях я не серо и сухо рассказываю материал. Это мое артистическое пристрастие помогает удержать интерес студентов. То есть через науку я все равно осуществил детскую мечту, найдя свое призвание. Мне нравится мысль, что я занимаюсь благородным делом: наукой и преподаванием.

Кто для вас является наставником?

Мой научный руководитель. У нас с ним разница больше 50-ти лет, а мы всегда с ним наравне разговариваем, что на мой взгляд является огромным плюсом. Я, как молодой парень, рассказываю ему современные тренды, про которые он возможно не слышал. С его стороны я получаю огромный опыт и мудрые наставления. У нас, как говорят сегодня, классный вайб. Нам очень здорово и интересно.

В чем вы определяете свою миссию?

Раз я работаю в области 3D-биопечати, то это создание органов – вот такая миссия.

Что самое сложное в Вашей деятельности?

Самое сложное – это когда в эксперименте что-то не получается. Или когда ты стремишься к результату, долго к нему идешь, а он не соответствует твоим ожиданиям. Это расстраивает. Также сложен момент подготовки научных публикаций, например, когда тебе надо что-то написать, а ты не можешь собрать мысли в кучу. Даже написать буквально пару предложений грамотно, чтобы это понравилось – это реально сложно.

А что самое приятное?

Когда отдачу получаешь. Даже вот, например, когда на интервью зовут, где-то рассказывают о тебе или показывают что-то. Когда от студентов ответный интерес получаешь, когда они тебе говорят, что что-то поняли. Тогда понимаешь, что делаешь что-то хорошее. Это подпитывает всегда.

Как проходит «типичный» день ученого?

Ненормированно. Это не что-то из серии романтики, это монотонная работа у лабораторных установок. Это, конечно, интересно. Если говорить про распорядок для, то я живу довольно далеко от Москвы, в Черноголовке, поэтому на дорогу тратится 2,5-3 часа. Если утром есть занятия у студентов, то веду их, могу после пар со студентами задержаться в лабораториях, что-то дополнительно рассказать и показать им на наших установках. С моим руководителем мы заранее обговариваем программу экспериментов, поэтому после занятий со студентами я иду на свою установку, получаю новые закономерности и собираю это в научные материалы. На самом деле, я каждый день прихожу и просто понимаю, что надо делать, поэтому наслаждаюсь процессом, а это самое главное.

Как вы выбирали вуз и профессию?

Про Московский Политех мне рассказала мама, и я доволен выбором. А специальность выбирал, потому что она реально востребована. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения – это обо всем. Это и сверхнизкие температуры, и климатическая техника – банальные кондиционеры, и холодильная техника – привычные нам холодильники дома и холодильные установки в магазинах. Без холодильной техники невозможно жить в современном мире, поэтому и специалисты в этой области востребованы.

Говорят, что в каждой профессии неизбежна профдеформация. Замечаете ли вы за собой что-то подобное?

Рабочее место ученого – это его лицо. Поэтому можно сказать, что предельная чистота и аккуратность во всем. Всегда все должно быть чисто и убрано.

Как вы видите свою жизнь через 5 лет?

У нас все так динамично развивается, что я даже боюсь представить, как я вижу свою жизнь в будущем. Первостепенно, за этот период, конечно, хотелось бы получить степень. Если как-то выпадет, то повышение в должности. А там уже можно будет и о докторской задуматься.

Что Вы посоветуете современным студентам?

Не бояться трудностей. Наука – это всегда интересно и захватывающе. Я всегда проводил параллель между наукой и любовью, а это прекрасное чувство. Например, и в науке, и в любви есть творческая составляющая: в науке это оформление рисунков, оформление стендов или нестандартный подход к решению какой-либо задачи, в любви это оригинально подойти к выбору места для свидания. Вы когда испытываете сильную симпатию к человеку, например, вас переполняет волнение, вы очень сильно ждете встречи, а внутри вас это чувство нарастает, так вот и перед экспериментом или защитой какой-то работы вы очень ждете это событие, а внутри вас разрывает трепет. Или вот, например, вы очень любите человека и каждый день это приносит вам положительные эмоции, так и с наукой – ваши труды приносят вас ученые степени, первые места на конференциях. Это и есть «наука как любовь».

Читайте также

Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Аб
Цветовая схема:
Изображения:
Оставить заявку
Заполните форму, и сотрудник университета свяжется с Вами
!
!
!
!
Приемная комиссия +7 (495) 223-05-23
Задать вопрос