Призванный в армию Павел Архаров окончил авиационную школу и в 1934 году стал летчиком. Принимал участие в боях на Халхин-Голе (Монголия, 1939 год). С начала Великой Отечественной войны его полк сражался с врагом, вылетая в основном в ночное время. Осенью 1942 года в составе дивизии, совершившей легендарный налет на Берлин, был и командир самолета ТБ-7 (тяжелый бомбардировщик) Павел Архаров.
После разгрома немцев на советской земле полк тяжелых бомбардировщиков дальнего действия, в котором служил П.М. Архаров, стал бомбить города рейха – Кенигсберг, Штеттин, Берлин.
Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красного Знамени, медалями, в том числе «За отвагу». 31 марта 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1946 году уволился в запас в чине майора и поступил на работу в гражданский воздушный флот, где работал до 1954 года. С 1969 года работал в МИХМе (Московский институт химического машиностроения, ныне – Московский Политех), заведовал центральным складом.
Звезда Героя
(Для очерка использованы статьи «Звезда Героя» и «Рассказ о Герое», опубликованные в газете «За кадры химического машиностроения» 10 мая1974 г. и 5 мая 1970 г.)
«Произошло это в мае 1939 года в Монголии. Я летел ночью из Читы с ценным грузом. Вдруг стекло кабины пробил … гусь, кровью которого залило карты. Я потерял ориентацию, горючего оставалось мало, и мне пришлось вести самолет на посадку. Оказалось, что мы приземлились в 25 километрах от фронта на вражеской территории. Остаток ночи пришлось провести, не смыкая глаз у штурвала. А утром взлетели незамеченными и благополучно приземлились на своем аэродроме». За выполнение этого задания я был награжден медалью «За отвагу».
«Вскоре после бомбардировки немцев в 1942 году в районе Боровское-Шаталово мы были атакованы вражескими истребителями. Завязался бой не на жизнь, а на смерть. Во время боя у меня был поврежден один мотор, два вражеских снаряда пробили самолет, но экипаж продолжал стойко сражаться. Третий снаряд попал в бензобак и, как первые два, не взорвался. Вскоре нам удалось оторваться от немцев, но напряжение было огромным – с минуты на минуту снаряды могли взорваться. Поврежденный самолет плохо слушался руля, вести его было трудно.
Пришел в себя лишь на аэродроме в объятиях друзей, пораженных видом самолета. Четыре мои стрелка были ранены, один из них скончался в госпитале. Этот полет остался в памяти навсегда».
В марте 1944 года Архаров совершал обычный в то время ночной вылет. Командование поручило ему нанести удар по крупной авиабазе Алсуфьево. Казалось, ничто не предвещало беды. Неожиданно на тяжелый «ПЕ-8» сверху свалились два юрких «мессершмитта», которых навела на цель радиолокационная установка фашистов. Завязался неравный бой. Неуклюжий «петляков» срывался в пике, делал развороты, но уйти от стремительно наседавших «мессеров» не удавалось.
Бой кончился внезапно. Но испытания советских летчиков на этом не прекратились. Надо было дотянуть до аэродрома… Садиться на взлетно-посадочную полосу Архаров не рискнул: самолет был почти неуправляем, истерзан снарядами. Приземлиться удалось невдалеке, на поле. В тот момент, когда самолет коснулся земли, от удара взорвался немецкий термитный снаряд, попавший в машину в бою. Он перебил тремера глубины, сохранявшие центр тяжести машины. Архаров и второй пилот, отброшенные в дальний угол кабины, бросились к штурвалу и выровняли самолет.
За героизм, успешное выполнение боевых заданий, за спасение самолета летчики получили награды, а командир Павел Михайлович Архаров удостоен звания Героя Советского Союза.