На конференции в Московском Политехе учителям столицы рассказали о ранней профориентации
Конференция «Ранняя профориентация через проектную деятельность» состоялась в Московском Политехе. Форум проходил в рамках реализации проектов непрерывного образования «Университетская среда для учителей» Департамента образования и науки города Москвы.
Как отметила на открытии конференции представитель корпоративного университета департамента Ирина Тымчак, проект родился в конце 2017 года по инициативе руководителей столичных вузов. С 2018 года «Университетская среда для учителей» реализуется ежегодно, вузы в нем участвуют по конкурсу. В 2023 году среди участников проекта со стороны системы высшего образования и научного сообщества всего 10 организаций – это 9 вузов и Российская академия образования.
«Проект постоянно развивается, к уже традиционным лекциям, тренингам и мастер-классам добавились конференции. Как раз одна из них проходит сейчас в Московском политехническом университете. Нужно отметить, что Московский Политех активно участвует в наших инициативах, и его мероприятия пользуются популярностью среди школьников и педагогов», – сказала Ирина Тымчак.
Проректор по учебной работе Гюзель Шарипзянова рассказала, что университету важно знать и понимать запросы школьников – будущих студентов.
«Чем раньше мы начинаем взаимодействие со школами, тем качественнее получается наша совместная деятельность по ранней профориентации детей, – обратилась проректор к педагогам. – Самый главный показатель эффективности нашей работы – чтобы дети, которых мы вместе растим, воспитываем, учим и выводим в трудовую деятельность, были счастливыми. А счастливыми они становятся, когда выбирают себе профессию по душе. Вместе мы можем им помочь».
Гюзель Шарипзянова познакомила участников конференции с тем, как построена система проектной деятельности (ПД) в Московском Политехе и рассказала о механизме взаимодействия с абитуриентами через нее.
Дисциплина «Проектная деятельность» впервые появилась в учебном плане вуза в сентябре 2014 года. На сегодня этой деятельностью охвачены все до единого студенты бакалавриата и специалитета, начиная с первого по последний курс на всех направлениях подготовки. Ребята работают в междисциплинарных командах, развивают креативное мышление, цифровые навыки, софт и хард скиллы, учатся в своей работе ориентироваться на получение реального продуктового результата.
Опыт Московского Политеха оказался востребован. В вузе успешно реализуется программа повышения квалификации «Организация проектной деятельности в университете», и ее прошли уже представители 62 вузов страны.
«При внедрении проектной деятельности мы поняли, что действовать в этом направлении надо со школы и вместе со школами. На сегодня есть несколько вариантов работы с абитуриентами. Например, школьников включают в студенческие команды, задачи которым дает индустриальный партнер вуза. Есть также команды, которые решают задачи-инициативы от самих студентов или школьников. Главный акцент проектов – их практическая прикладная направленность, а также междисциплинарность и наличие арт-компоненты», – отметила проректор.
Также она рассказала о системе СМАРТ-ДОД. Любой школьник или педагог может запросить проведение Дня открытых дверей. Московский Политех откликается, приглашает к себе либо выезжает в учебное заведение со своими мастер-классами, которые позволяют погрузиться в профессию.
«Идет обязательное знакомство с нашими индустриальными партнерами. Для них участие в проектной деятельности Московского Политеха – возможность посмотреть на ребят в деле, отобрать себе лучших и предложить им рабочие места», – подчеркнула проректор.
Кстати, процент трудоустройства у выпускников Московского Политеха после окончания вуза – 94.
Ольга Пронская, декан инженерной школы (факультета) Московского Политеха поделилась на конференции информацией, как работать с талантливыми обучающимися. Пётр Зуев, директор Цифровой школы, изложил участникам конференции механизмы мотивационной среды в образовательной организации. О деятельности по ранней профессиональная ориентация в ГБОУ «Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова» выступила зам. директора школа Ирина Чернова.
Председатель методического объединения учителей естественно-научного цикла в Школе 1290, учитель физики Ольга Кучербаева рассказала о проектной и исследовательской деятельности как методе профориентации на уроках физики в 7-8 классах, а учитель истории и обществознания школы «Марьино» Галина Кузьменко доложила о роли функциональной грамотности в профориентации обучающихся.
Закончилась конференция обсуждением и экскурсией по вузу.