Московский Политех совместно с партнерами провел Школу издательского мастерства
В фокусе внимания VI «Школы издательского мастерства» были новые издательские стратегии в условиях стремительно меняющегося рынка, новые ниши и имена, развитие института литагентов в России. Адресована была Школа специалистам книжного и библиотечного дела России, студентам и преподавателям профильных российских вузов. Особое внимание спикеры уделили книжному маркетингу в новых условиях, работе в социальных сетях. Эксперты представили конкретные кейсы, поделились успешными проектами в сфере книжного дела.
VI Школа издательского мастерства объединила издателей, редакторов, специалистов по PR и маркетингу, книготорговцев, преподавателей и студентов российских профильных вузов. Модератором Школы выступила Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия».
«Каждый год мы стараемся освещать самые важные темы, которые волнуют книжников нашей отрасли. Я думаю, что одной из основных проблем для книжной индустрии является выживания в новых экстремальных условиях, поиск новых ниш и направлений развития издательских проектов, новые концепции продвижения книг. Сегодня мы все понимаем, что старые отработанные методики продвижения книги становятся не то что неэффективными, а зачастую невозможными для использования», – обратилась к участникам Школы Светлана Зорина.
С приветственным словом также выступил начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Александр Воропаев: «Начиная с 2020 года, мы проводим Школу в гибридном формате: офлайн и онлайн. Формат хорошо себя зарекомендовал, у нас гораздо больше слушателей онлайн, чем в зале. Мы проводим эту Школу в новых условиях: несколько месяцев мы живем в новой экономической реальности, и фактически уже можем делиться накопленным опытом».
Директор литературного агентства и школы «Флобериум» Ольга Аминова рассказала о работе российских литературных агентств с авторами и издательствами на примере «Флобериума». Она убеждена, что будущее – за литературными агентами. Именно они берут на себя все издательские и организационные вопросы, ведут работу с переводчиками и кинопродюсерами, помогают лучше разобраться в авторском договоре.
Татьяна Соловьева, продюсер «Альпина. Проза», отметила, что издательство сфокусировано, прежде всего, на выстраивании и развитии авторских брендов, а не отдельных изданий. Уже готовятся к выпуску и вышли в свет культовые тексты Эдуарда Лимонова, Алексея Иванова, Юрия Мамлеева, а также книги авторов-дебютантов. Татьяна Соловьева советует коллегам обратить внимание на авторов-победителей литературных премий и конкурсов, авторов, пишущих для толстых журналов и наиболее перспективных учеников креативных писательских школ, которых рекомендуют кураторы – уже известные прозаики, формирующие современный литературный процесс. Однако, не стоит забывать, что универсальный критерий оценки рукописи отсутствует, и понятных маркеров мало.
Главный редактор издательства «КомпасГид» Марина Кадетова поделилась способами продуктивной работы и развития издательства в условиях турбулентности. Среди рекомендаций спикера – снижение постоянных расходов, оптимизация хранения, тиражей, условий договоров с контрагентами, продвижения. В кризисное время может оказаться полезным поиск новых для издательства рынков, будь то электронные книги, аудиокниги, зарубежные права и права на постановки. Из интересных кейсов – переиздание «классики «КомпасГида» (популярных книг издательства прошлых лет), выпуск ограниченным тиражом мерча (стикеры, шопперы, брендированные бутылки) и промо-боксов для блогеров, различные коллаборации.
Дмитрий Яронов, директор по маркетингу редакции художественной литературы издательства «АСТ», ярко и разносторонне, на конкретных примерах, представил кардинальные различия читательской аудитории: старшее поколение – «динозавры» и младшее – «бэтмены». Он рассказал об особенностях восприятия одного и того же контента этими поколениями, о том, как с ними работать, подстраиваясь под их потребности и вкусы. Спикер привел примеры профессий, которые, согласно прогнозам экспертов, возникнут в ближайшем будущем или практически исчезнут к 2030 году. Так, возможно возникновение специальностей: разработчик образовательных траекторий, дизайнер эмоций, редактор агрегаторов контента, менеджер по управлению онлайн-продажами, проектировщик нейроинтерфейсов и другие. Изменятся в будущем и книжные магазины. «Это будет новый формат работы с читательской аудиторией: произойдет кардинальное изменение интерьера и среды магазина. По сути, это будет формат квартиры, состоящей из магазина-библиотеки и кофе-зоны».
Директор по интернет-маркетингу ИГ «Альпина» Юлия Гурьева поделилась особенностями работы издательской группы в социальных сетях, а также успешными кейсами по продвижению книг. Интересна аналитика «Альпины» по ежедневной активности пользователей в соцсетях с февраля по октябрь текущего года. Наиболее активно, как ожидалось, растут российские сети (ВКонтакте, Telegram, Одноклассники), тогда как зарубежные сильно просели. При этом доход от соцсетей в 2022 упал в 2 раза.
В этом году, в сравнении с 2021, у ИГ «Альпина» заметно сместился фокус, во-первых, в сторону российских сетей и, во-вторых, в сторону публикации более полезного и познавательного контента, а не развлекательного. Команда «Альпины» стала внимательнее следить за информационной повесткой и тем, что публикует. Серьезные посты по-прежнему разбавляются конкурсами, розыгрышами, тематическими подборками книг. Хорошие результаты показывают видео, эксклюзивно снятые для ВКонтакте, книжные подборки и ситуативные видео «кружочки» для Telegram, а также небольшие подкасты.
Все лекции Школы доступны на YouTube-канале журнала «Книжная индустрия».
Справка: организаторы Школы: журнал «Книжная индустрия», НП «Гильдия книжников», Московский политехнический университет, при поддержке Минцифры России.