19
ноября 2021

Московский Политех и «Автотор Холдинг». Интервью с генеральным директором индустриального партнёра

Московский Политех и один из крупнейших производителей автомобилей в России «Автотор Холдинг» долгие годы находятся в тесном сотрудничестве и реализуют совместные проекты. Одним из них в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» стал проект «Доступный электромобиль». Основная задача проекта – создание высокотехнологичных решений для «зелёного» автомобилестроения и обеспечение потребностей автомобильной отрасли в кадрах нового поколения.

Сегодня мы пообщались с Александром Сорокиным, генеральным директором предприятия и заведующим кафедрой «Дизайн» Московского Политеха, и узнали, какие перспективы ожидают проект в масштабе автомобильной индустрии.

Здравствуйте, Александр Евгеньевич! Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше сотрудничество с Московским Политехом?

Все наши заводы, а у нас их пять, находятся в Калининградской области, но там никогда не было и до сих пор нет специализированного университета, который готовил бы необходимые кадры. Когда наша компания только создавалась, а это было в 1996 году, пришлось искать профессионалов по всей России. Костяк, с которого начался наш проект, был всего из шести человек. Сейчас у нас порядка 3 000 трудящихся. Рабочих специалистов мы можем подготавливать сами, а вот инженеров – нет. В этом деле Московский Политех первый.

У нас выпускается и грузовой, и легковой, и коммерческий транспорт. При производстве есть большие отличия, поэтому нам нужны специалисты для всех категорий техники. Важно, чтобы они были универсальны. Так мы сможем перебрасывать людей, когда в каком-то сегменте объемы производства растут. Рынок сейчас очень нестабильный и то, что мы работаем с несколькими брендами и в разных ценовых категориях, помогает нам диверсифицировать риски.

Почему вы заинтересованы именно в нашем университете?

Мы – производственная компания. Нам невыгодно иметь собственное конструкторское подразделение, тем более исследовательское, ведь это дорогое занятие. Поэтому мы и заинтересованы в сотрудничестве для проведения исследований и разработки новых технологий. Должно быть и образование качественное, и уровень интеллекта высокий. В Московском Политехе это всё имеется. Кроме нашей компании есть и другие российские заинтересованные организации – это и ПАО «КАМАЗ», и «Группа ГАЗ», и другие. Все закономерно концентрируются вокруг вуза.

В чем заключается ваше сотрудничество с Московским Политехом непосредственно в контексте проекта «Доступный электромобиль» в рамках «Приоритета 2030»?

Сейчас нас интересует несколько направлений. Во-первых, подготовка специалистов.

Во-вторых, совершенно очевидно, что мир переходит на электропривод. И это не «автомобиль на батарейках» – это использование электродвигателей в различных приводах. А значит, полностью меняется конструкция автомобиля и его внешний вид. Соответственно, меняется и производство. Для нас очень важно разработать новые силовые установки с источниками энергии на борту. Сейчас это могут быть и батареи, но у них возможен ограниченный пробег (это 250-300 км), поэтому нужен другой источник. Например, топливные элементы, а конкретнее – водород. Разработки Московского Политеха в этом направлении нас также интересуют.

Какие задачи должны быть решены в части конструирования самого электромобиля?

Тут нас интересует разработка новых материалов – композитов и пластиков – для применения их в конструкции автомобиля, в первую очередь, в кузове. Сейчас подавляющее большинство автомобилей делается по технологии изготовления кузова из металла, то есть нужно сначала сделать детали, для чего требуется прессовая линия. Стоимость изготовления одного комплекта штампов автомобилей составляет порядка 250 млн. евро без стоимости прессовой линии. А дальше необходимо это всё сварить (минимальная стоимость линии сварки – 10 млн евро). Потом нужно произвести окраску кузова – защитить от коррозии (стоимость оборудования для окраски от 60 до 80 млн евро). И это только один автомобиль! Важно понимать, что за исключением окраски, все оборудование привязано к определенной модели. Если вы снимаете эту модель с производства, то оснастка уже непригодна.

А вот если говорить о композитах и пластиках, то здесь мы можем обойтись без прессовых линий. На литье под давлением пластиков, или выкладку в матрицы, или ротационное формование (есть много технологий) приходится один комплект форм, максимум – три, чтобы собрать весь кузов. Формы изготавливают из алюминия. А они стоят меньше, чем стальные. Окраска в таком случае вообще не нужна, потому что пластик вы можете красить в массе. Также сварочные линии не требуются. Преимущества очевидны!

Есть ли на данный момент успехи в области разработки новых материалов для целей проекта «Доступный электромобиль»?

Буквально недавно мы с коллегами говорили об исследованиях в этой области. Перспектива намечена. В наш научный консорциум, помимо университета, входят еще и другие серьезные организации, как, например, ПАО «Криогенмаш», который специализируется на производстве водорода, его хранении и транспортировке. «Криогенмаш» единственный в мире разработал технологию, которая помогает сохранять водород в жидком состоянии до 50 суток. И это очень важно и ценно, по моему мнению.

Насколько конкурентноспособным будет такой водородный электромобиль?

В первую очередь, проект касается коммерческого транспорта, пассажирских перевозок, магистральных автомобилей, карьерной техники. И, конечно, более крупных транспортных единиц: железно-дорожного транспорта, судов, возможно, авиации. В этих сферах размеры позволяют составить конкуренцию. Но самое важное – не останавливаться в исследованиях, само собой ничего не появится. С каждым шагом нам удаётся продвинуться все дальше и дальше.

Расскажите о будущей коллаборации Московского Политеха и «Автотора» при создании «Доступного электромобиля»?

Сейчас мы создаём план совместной работы с Московским Политехом. Это не только разработка автомобилей, но и создание исследовательских лабораторий. Потому что без испытаний ничего создать не получится. Мы можем рассчитать теоретически, но практическое подтверждение просто необходимо. Мы же не лабораторную установку собираемся создать, не демонстратор. А технику коммерческого назначения. Она должна продаваться, для этого она должна быть надёжна. Поэтому прямо сейчас мы занимаемся созданием такой лаборатории в Московском Политехе на Большой Семеновской. Мы расписываем всю программу и план исследований, которые будут проводиться в этой лаборатории: какие автомобили «Автотор» будет производить, какие технологии и технические решения для этого нужно разработать, какие специалисты необходимы. Московский Политех – очень крупный вуз, поэтому нехватки в профессионалах точно не будет!

Мы знаем, что в Центре развития инжиниринга очень много специалистов. Но помимо них есть еще и большое количество студентов, которые проходят там проектную деятельность. Как вы относитесь к тому, что учащиеся задействованы в таком масштабном проекте?

Это отлично! Только работая над каким-то проектом, можно научиться работать правильно и профессионально. И мы, когда готовим дизайнеров на кафедре, всегда создаём реальный проект и объясняем, как его вести от начала и до конца. Мы даем всегда разные направления: от дизайна автомобиля малого класса до специальной техники, включая пассажирский транспорт, строительный и т.д. Так ребята могут получить понимание, каким образом работать с каждым из объектов. Когда ты сам на практике с этим знакомишься, уровень образования становится совсем иным. Именно поэтому наших выпускников охотно берут в такие международные компании, как BMW AG, Volkswagen Group и другие. Наших ребят уже не надо учить и подсказывать, они самостоятельно понимают и технологию, и конструкцию, и выбор материалов.

Как вы считаете, насколько данный проект может быть востребован для иностранцев?

Для иностранцев может быть востребован сам получившийся объект – это доступный электромобиль. Если речь идет об иностранных производителях, то сейчас этим занимается каждый и уже есть много стартапов, особенно в Европе. Но не у всех есть производственные возможности. А вот готовый сертифицированный автомобиль, поставленный на «рельсы», интерес точно вызовет.

Также Московский Политех в рамках проекта привлечёт иностранных студентов, поскольку здесь обучение дешевле, чем в Европе, а по качеству образование точно ничем не хуже. В вузе очень сильные технологи, есть интересные двигателисты. Точно также интересны разработчики материалов. Думаю, эти направления иностранцев точно заинтересуют. А в процессе обучения использовать тему с созданием «доступного автомобиля» очень ценно. Потому что, чем меньше объект, тем сложнее его создать – ограничения те же самые, что и для большого автомобиля, а возможностей решения меньше.

Как вы предполагаете, когда появится уже готовый продукт?

Производственный цикл автомобиля – 6 лет. Больше автомобиль не живёт: он устаревает, приходят конкуренты, и его снимают с производства. До 2030 года мы можем доводить водородные технологии, а доступный электромобиль появится гораздо раньше. Думаю, в ближайшие 2-3 года. Дальше его уже надо испытывать. Именно для этого и строится лаборатория в Московском Политехе.

Если рассматривать проект в контексте перспектив, чего мы можем ожидать через 5-10 лет?

Через 5 лет пойдёт уже беспилотный транспорт, работающий на водороде, между Москвой и Санкт-Петербургом. Примерно в это же время и по центральной кольцевой магистрали пойдут такие же автомобили. Расстояние от Москвы до Питера (705 км) – это то расстояние, которое можно покрыть в принципе и без заправки, но лучше, конечно, иметь хотя бы одну точку. В ближайшие 5 лет это вполне реально.

Читайте также

Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Аб
Цветовая схема:
Изображения:
Оставить заявку
Заполните форму, и сотрудник университета свяжется с Вами
!
!
!
!
Приемная комиссия +7 (495) 223-05-23
Задать вопрос