Конструктор Игорь Ермилин: «Мы превратили Marussia GT в образовательный практикум для студентов»
О проекте Marussia мир впервые услышал в 2007 году, когда музыкант, профессиональный автогонщик, главный редактор журнала «Автопилот» Николай Фоменко поставил перед собой задачу спроектировать и начать выпускать первый российский суперкар. За техническую сторону проекта отвечал конструктор Игорь Ермилин. Именно он вернул к жизни один из собранных в свое время экземпляров суперкара, который превратился в лабораторию для молодых специалистов Московского политехнического университета.
Интервью с Игорем Ермилиным «Мы сможем самостоятельно сделать полноценный российский гоночный автомобиль» полностью можно прочитать в издании «Коммерсантъ».
«Практическая работа намного интереснее и эффективнее, чем теоретические курсы»
Выбор Московского Политеха для необычного по российским меркам проекта был неслучаен. Сам Игорь Ермилин в 1975 году закончил Московский автомеханический институт, который сейчас и стал Московским Политехом. И впоследствии специалист счел важным и возможным для себя делиться накопленным за годы участия в автоспорте опытом со студентами. В 2017 году будущие специалисты приступили к работе над гоночным прототипом Fenix, а в 2021-м пришло время для нового вызова – единственная в своем роде Marussia GT была не просто восстановлена, но и подготовлена к тому, для чего создавалась. Для участия в гонках.
Ежегодно в рамках дисциплины «Проектная деятельность» в Московском Политехе проходит набор студентов в проект по работе с Marussia GT. В несколько ступеней собеседования и отсева отбираются лучшие, кто хочет и готов заниматься автоспортивным проектом – например, в начале 2022 учебного года желание выразили порядка 90 студентов. И многие из них в принципе приходят в Московский Политех именно из-за возможности заниматься автоспортом и инженерией. Не все остаются, потому что и учиться, и заниматься таким серьезным проектом достаточно сложно, и не все справляются со столь плотным графиком, поэтому выбирают что-то другое. Те, кто приходит в проект, получают дополнительные знания, которые для них ценны и потом пригождаются в жизни.
Очень много выпускников Московского Политеха приходят, например, в НАМИ уже не сырыми новичками – они сразу могут выполнять некоторые задачи самостоятельно, а еще они понимают, где и как получать информацию, как ее использовать и на свою первую работу приходятся уже как хорошо подготовленные специалисты.
В Московском Политехе проектом гоночной Marussia GT занимаются 19 человек, на плечах которых лежит все – от административных и маркетинговых вопросов до вопросов снабжения и кооперации. Ими занимаются студенты под наставничеством опытного специалиста университета – руководителя команды Александры Корзун. Проект позволяет получить конкретные практические знания – сначала студенты восстановили документацию на машину, отсканировали ее, сделали цифровые модели и затем оживили во всех смыслах автомобиль.
Следующей стадией стал выезд на реальные гонки, что сделало проект во всех отношениях уникальным – студенты не только восстановили первый отечественный спорткар, но и показали достойные результаты на 4-х часовой гонке на выносливость Russian Endurance Challenge. До появления Marussia GT в Московском Политехе уже реализовывали ряд подобных проектов. Это отличная возможность для будущих специалистов работать руками и понимать, что при проектировании необходимо учитывать конкретные практические аспекты – все это расширяет кругозор и повышает интерес. Можно, занимаясь конкретной деталью или узлом, спроектировать ее, изготовить, поставить, понять, что ничего не работает, понять почему не работает, исправить и так далее – практическая работа намного интереснее и эффективнее, чем теоретические курсы. Так что для Московского Политеха такой проект стал хорошей образовательной базой.
«Задача Marussia – воспитывать конструкторов»
Основная задача – подготовка и участие автомобиля в гонках. Сейчас Marussia и команда Московского Политеха участвуют в Российской серии гонок на выносливость – в проекте Russian Endurance Challenge, в зависимости от уровня подготовки студентов, каждый может найти свою роль. Но всех, кто работает над Marussia GT, объединяет желание получать знания.
«Если раньше в школе на уроках труда работали на токарных и фрезерных станках, то у современных школьников такого нет и они этого не умеют, но хотят научиться, – говорит Игорь Ермилин. – Многие активно работают на станках с ЧПУ, на 3D-принтерах – им это интересно. С молодыми ребятами вообще интересно, но немного сложно – они достаточно мягкие и с ними надо аккуратно. Они расстраиваются, если что-то не получается, они не сразу понимают, что в автоспорте все подчинено жесткому графику. Но со временем втягиваются, особенно когда возникает какая-то неудача на гонке. Есть те, кого это ломает, и те, кто понимает, что это произошло по его недосмотру и недоделке, а потому он делает выводы. Многие, приходя, считают, что знают все, но чем больше они работают, тем сильнее понимают, что не знают ничего.Ребята достаточно быстро взрослеют, потому что в такой работе мало быть просто талантливым и знающим. Кто-то понимает, что теряет лучшие годы и в свободное время лучше потусоваться, а не заниматься машиной, и уходит — это нормально и естественно. Кто-то понимает, что ему это интересно и его это затягивает и остается. Важно и то, что автомобиль – сложная штука, а Московский Политех – многонаправленный университет, который работает со всем, что в машине и вокруг нее. У нас налажено плотное сотрудничество с разными лабораториями и структурами Московского Политеха, которые помогают нам в нашей работе.
Конечная цель проекта – отъездить гоночный сезон 2023 года с имеющейся машиной. Это ребятам хочется подиумов и побед, но у меня подход другой – подиумы и победы надо заслужить, исключив вообще все ошибки, невнимательность, поверхностное отношение. Надо стать профессионалами, и это та задача, которую хотелось бы решить. Думаю, с той командой, которая есть, мы к концу года сможем подойти к тому, что мы готовы делать новую машину.
У нас идет постоянная ротация участников проекта – они приходят, учатся, заканчивают учебу и уходят – с точки зрения спорта это не очень удобно и не очень эффективно из-за отсутствия стабильной команды. Есть своего рода наставники, которые ведут и контролируют основные вещи, но главная работа завязана на студентов. Это сказывается на успехах в гонках, потому что, когда ребята выросли и достигли определенного уровня знаний, компетенций и отношения к делу – в университет после школы они приходят детьми – все вроде бы хорошо, им приходит смена и получается провал в результатах.
Для гоночных успехов это не очень хорошо, но с точки зрения воспитания новых кадров отлично – после двух-трех лет в проекте студенты уже готовы разбирать гоночные команды. Несколько человек уже работают в топ-командах РСКГ в Spora GT, а Iskra Motorsport хочет двух молодых специалистов, чтобы воспитать гоночных инженеров».
«Мы готовы сделать новую гоночную машину своими силами»
Но стоять на месте и работать с уже имеющейся Marussia GT Игорь Ермилин не хочет и ставит перед собой и своими подопечными из Московского Политеха более амбициозную задачу. Ни больше ни меньше – создать абсолютно новый автомобиль с учетом современных технических и технологических возможностей.
«Marussia красивая, классно смотрится и до сих пор привлекает внимание, ее любят, но это хотя и не прошлый век, но концепция 15-летней давности, – размышляет Игорь Ермилин. – Если сейчас делать гоночную машину GT, то мы ее делали бы уже с другим уровнем понимания, технологий и материалов. Мы работаем над тем, чтобы использовать свой опыт для создания автомобиля на порядок круче Marussia. Мы понимаем, что мы готовы сделать эту новую гоночную машину своими силами.
Задача Marussia и Московского Политеха – воспитывать конструкторов, которые могут создавать. Эксплуатировать то, что сделано другими, у нас уже умеют, а надо создавать свое новое. Marussia простая как три копейки – моим принципом всегда было создание простых и эффективных вещей. И все пилоты, которые ездили на Marussia, а их было достаточно много, отмечают, что она рулится лучше, чем машины GT3 и в то же время она очень простая. Потому что, когда ты знаешь, что нужно сделать, ты достигаешь этого простыми решениями».