Эксперты обсудили в Московском Политехе новые модели образовательных технологий в литературно-издательской сфере
Всероссийский митап «Литературно-издательская деятельность» прошел в Московском Политехе. Это вторая встреча из трех запланированных в рамках трека «Креативные индустрии. Новые траектории высшего образования». Первая была посвящена маркетингу и рекламе, а на третьей эксперты будет говорить о разработке игр. Московский Политех стал базовым вузом для направления «Литературно-издательская деятельность».
Задачей митапа, по словам организаторов, стало обсуждение новых моделей и образовательных технологий, которые смогут повысить конкурентоспособность выпускников и креативного бизнеса Москвы и регионов России. В итоге оживленного разговора участникам удалось выработать ряд рекомендаций, которые будут направлены в Минобрнауки РФ.
Модератор встречи Елена Бейлина, главный редактор и генеральный директор журнала «Университетская книга», председатель комитета РКС по информационным ресурсам и цифровой трансформации книжного рынка, задала тон разговора, отметив такие изменения в отрасли как как цифровую трансформацию книжного рынка, тектонические изменения в каналах коммуникации и стремительное развитие каналов книгораспространения. По ее мнению, все это накладывает серьезный отпечаток на процесс создания книги, она приобретает абсолютно новые черты. Появились новые книжные производные: блоги, подкасты, аудио, электронные книги. Изменения требуют новых навыков и компетенций, которые должна давать система образования.
Как отметила директор Роскультцентра Марина Абрамова, от книжного рынка, с одной стороны, ждут новых, инновационных продуктов на стыке между ИТ, продюсированием, книгоизданием и созданием нового медийного контента.
«С другой стороны, специалистов, которые могли бы создавать в этой сфере качественные продукты, недостаточно», – подчеркнула эксперт.
Заместитель генерального директора издательства АСТ по цифровому контенту Максим Лозовский рассказал, что в издательстве они самостоятельно и эффективно готовят кадры.
«Мы научились быстро вводить в курс дела молодых специалистов, причем с любым бэкграундом – они получают знания и опыт от работодателя. Что касается образования, то очень много зарегулированности там, где на самом деле нужна свобода. Мы ведь здесь все творческие люди: хотим включать мозги, воображение, вкладывать душу и всего себя, а вынуждены оглядываться на какие-то ограничивающие барьеры. Одна из задач в системе образования – найти баланс между урегулированием, и свободой, которая необходима творческим людям. Очень важен четкий запрос общества – под ним я понимаю государство, бизнес и семью с абитуриентами, и баланс вовлечения работодателей в преподавание».
Впрочем, в ответ спикеру прозвучали возражения (Надежда Иванова, заместитель директора ООО «Академия - Медиа»), что академическая вольность может превратиться в анархию, а анархия способствует не росту, а разложению.
Олег Морозов, генеральный директор АО «Издательство «Детская литература» подчеркнул, что идеально, когда менеджерские и креативные компетенции совмещаются в одном человеке – это делает специалиста востребованным не только в креативных, но и других индустриях. Он также сделал акцент на том, что издание книг не является высокомаржинальным бизнесом, привлечение людей к нему действительно большая проблема, и с этой точки зрения поддержка государства была бы полезна.
Степан Орлов, заместитель Председателя Московской городской Думы, председатель рабочей группы МГД по развитию креативных индустрий, рассказал, что в мегаполисах очень важны креативные индустрии: они меняют урбанистический ландшафт, образ жизни, структуру экономики. Многие из них не могут существовать без качественного текстового контента.
«Качественного текста не хватает. Мы говорим сегодня о нехватке кадров, и здесь нужно в первую очередь поменять отношение к чтению: нужна реклама, поддержка библиотек и издания детских книг. В Пушкинскую карту должна войти и возможность покупки книг», – сказал Степан Орлов.
Исполнительный директор Российского книжного союза Елена Старостина особо подчеркнула роль читателя в процессе трансформаций книжного рынка, именно он должен стать главным интересом для отрасли.
Альбина Нестерова, генеральный директор ГК «ИНФРА-М», заметила, что важна также личная позиция специалиста книжной отрасли.
«Признает ли он ценность знаний для жизни человека как специалиста и для развития общества и государства в целом. Если человек базово не разделяет эту ценность, в нашей отрасли ему состояться будет крайне сложно», – сказала она.
Присутствовавшие на митапе руководители издательств отмечали нехватку профильных для литературно-издательской деятельности специалистов. По их словам, дефицит кадров довольно остро ощущается, самая дефицитная профессия – редактор.
Креативный директор Московского Политеха Екатерина Хохлогорская предложила совместно работать над популяризацией литературно-издательских специальностей и пригласила всех заинтересованных представителей бизнеса к развитию новых форматов профориентации – участию в Днях открытых дверей, проведению мини-стажировок для школьников: «Мы ощущаем серьезный разрыв между низкой престижностью работы в издательско-полиграфической сфере и высоким престижем образования. То есть к нам приходят учиться лучшие студенты, но готовы ли они продолжать работу по профессиям с названием "младший редактор" или "корректор"? Вот над этим нам надо совместно трудиться».
Сергей Новиков, начальник Управления президента РФ по общественным проектам, и Виктор Калинин, заместитель директора Департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки РФ, обратили внимание присутствующих на то, что на базе Московского Политеха возможно реализовать новые программы подготовки и переподготовки кадров для регионов, где нет образовательных программ издательско-полиграфического профиля.
Как резюмировал заместитель председателя МГД Степан Орлов, выступавшие были едины во мнении: «Кадры должны более полно соответствовать требованиям рынка, прежде всего, в части создания и продюсирования издательских проектов. В ближайшей перспективе нам предстоит "тонкая настройка" сферы образования с введением особых программ подготовки кадров именно с упором на креативные индустрии».
По итогам митапа эксперты подготовят рекомендации для Минобрнауки РФ. В частности, будет предложено создать постоянно действующую рабочую группу, чтобы держать руку на пульсе, транслировать и масштабировать удачные кейсы, повышать престиж профессии с помощью таких инструментов как мотивация, профориентация, стажировки. Специалисты обсуждали коллаборации, в которые войдут авторы, представители бизнеса и образования, а также создание отраслевых атласов профессий, школ наставничества. Много говорилось о необходимости включения в процесс образования бизнеса – в виде проектной работы, производственных практик, и о поддержке со стороны профильных ведомств.
Справка: Мероприятие проводит ФГБУ «Центр поддержки молодежных творческих инициатив» («Роскультцентр») совместно с АНО «Креативная экономика» при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и АНО «Агентство креативных индустрий». Партнерами мероприятия выступают ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет», Журнал «Университетская книга» и АНО «Агентство креативных индустрий».