Декан транспортного факультета Московского Политеха Пабло Итурралде рассказал о создании беспилотников в Московском Политехе
Беспилотные автомобили уже скоро станут обыденным явлением на дорогах. Но пока ещё перед программистами и инженерами стоит задача сделать этот вид транспорта по-настоящему умным и безопасным.
Одно из направлений проектной деятельности, которое могут выбрать студенты Московского Политеха, — создание беспилотников. О том, какие проблемы существуют с разработкой беспилотных автомобилей в России, какие специалисты нужны в этой сфере и как попасть в команду создателей беспилотников рассказал декан транспортного факультета Московского Политеха Пабло Эмилио Итурралде Бакеро.
Какие на данный момент существуют проблемы в создании беспилотных автомобилей?
Основная проблема этой ниши в нашей стране — акцент на работе программистов. Уровень отечественной узкоспециализированной электроники действительно высокий. «Начинка» ничем не хуже того, что производится в Америке. Но российские беспилотники всё равно медленные и, к сожалению, глуповатые. Дело в том, что разработчики забывают важную деталь: нельзя создавать «мозг» отдельно от «тела». В итоге, уровень программы — один из лучших в мире, но она совсем не знает объект.
Представим, что мозг спортсмена «пересадят» в тело человека, который никогда не занимался спортом. «Натренированный» мозг может отлично работать в теории, но инструмент, который ему дают, не будет работать достаточно эффективно. Человек, который тренировался, знает технику, доводит свои действия до автоматизма. После многократной практики мозг упрощает алгоритм действия.
Необходимо помнить, что изначально нужно готовить вместе тело и мозг. Этим мы и занялись: наши инженеры занимаются созданием шасси с нуля, для того, чтобы оно сопрягалось с конкретной электроникой, разработанной нашими партнёрами.
Какая сейчас главная задача в работе над беспилотниками?
В первую очередь нужно «подружить» железку с электроникой. Когда компьютер будет адаптирован под конкретную машину, его размер можно будет уменьшить, потому что количество информации, которое нужно автомобилю, сократится. Мы сможем двигаться быстрее: автомобилю не придётся каждый раз рассчитывать, сколько нужно крутить колёса, чтобы повернуть на 5 градусов. Он это уже спрограммировал. Достаточно будет получить сигнал от камер, что надо объехать препятствие.
Российские беспилотники, оказываясь перед препятствием, выглядят довольно странно, так как начинают в такой момент проводить сотни расчётов. В итоге машина двигается много раз вперёд-назад, рассчитывая сколько проехать.
Несколько лет назад на важном совещании я слышал слова, мол, в России не нужно заниматься «железкой», это умеет и Китай. Эксперт утверждал, что саму машину можно купить в другой стране, а самим сосредоточиться только на программировании. Так не работает. Ты не можешь готовить только мозг спортсмена, тебе надо готовить всё. Здесь то же самое.
Чем больше ты развиваешь технологии, тем больше они похожи на людей. Раньше автомобиль, нуждался в человеке как в мозге, который им управляет. Сейчас эти функции нужно передать компьютеру и научить его адаптироваться к ситуации.
Расскажите, какое участие студенты Московского Политеха принимают в работе над беспилотными автомобилями?
Автомобилями занимаются специалисты, которые обычно делают электромотоциклы. Наши студенты создают шасси беспилотника, занимаются управлением аккумулятора, установкой компьютера и всех датчиков.
Они хорошие инженеры: работая в лаборатории по электромотоциклам, студенты поставили мировой рекорд по скорости мотоцикла. Сейчас этот опыт переносится на текущий проект. Также к работе мы привлекли еще нескольких хороших программистов. Посмотрим, какой будет результат.
Поступая в наш университет, абитуриент получает возможность принять участие в создании настоящего беспилотника. Единственное моё требование для любого проекта — он должен быть доделан.
Мы принимаем тех ребят, которые готовы много работать, потому что наша цель – не просто что-то сделать, а достичь в этом вершин.
Всегда, когда проводим собеседование у ребят на любом проекте, мы спрашиваем: «Ты же понимаешь, что будешь делать не просто электромобиль? Ты будешь делать электромобиль, который будет ставить рекорды. Твой беспилотник должен быть самым лучшим».
Что ждет студентов после проекта? Вы помогаете в трудоустройстве?
По статистике, 1 из 10 студентов нашего факультета выбирает для проектной деятельности именно Центр развития инжиниринга (ЦРИ), где сможет заниматься, в том числе, беспилотниками. Остальные ребята участвуют в других проектах, немного проще.
На всех проектах у нас большое количество партнёров, которые отчасти финансируют этот проект. Их основной интерес — рабочая сила. Мы всегда предлагаем трудоустройство: отправляем студентов к нашим партнёрам, либо берём на работу в ЦРИ.
Для нас важно, насколько студент готов работать. Будешь учиться 4-5 часов в день и заниматься проектом 8 часов в день, — ты наш человек, добро пожаловать. Если ты не готов уделять столько времени, ищи себе другой проект. Это нормально, у всех свои приоритеты.
Наши ребята действительно хотят стать лучшими специалистами. Они выделяют по 7-8 часов в день на проект. Первое время ты просто учишься. Когда ты становишься для нас ценным сотрудником, человеком, который действительно готов круто сделать, мы готовы платить за эту работу.
Участие в проектах даёт один шикарный «побочный эффект»: ты чему-то научишься. Наши студенты смогли поставить мировые рекорды в своих областях, а это не всегда удаётся даже профессионалам.
Добиться таких результатов непросто. Ради этого нужно много работать. Но мы, как университет, предоставим возможность: лабораторию, финансирование, сопровождение. Дальше уже — только твоё желание.