Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
31 января 2017

Философские лекции в Московском Политехе

29 января на базе Московского Политеха прошли особые философские лекции в рамках лектория «Курилка Гутенберга». Участники мероприятия узнали в чем особенность детективного жанра в литературе, кто такие муми-тролли и о том, как устроены и зачем нужны фильмы ужасов.

Первым перед гостями университета выступил кандидат юридических наук Юрий Ветютев, который прочитал лекцию о политических истоках детективной литературы. Особенность детективных жанров в том, что писатель ведет со своим читателем игру, разбрасывая на страницах книг подсказки, которые потом образуют полную картину идеального преступления. Чтение детективов развивает у человека наблюдательность, сообразительность и аналитическое мышление. Юрий Ветютев начал свою лекцию с рассказа о создателе современного детектива Эдгара Аллана По. Произведения По написаны с неповторимым мрачно-мистическим складом, а в его новеллах воспеваются торжество разума. Именно с подачи Эдгара По детективы обрели современную нам форму и звучание.

Следующей вехой в истории развития детективного жанра стал Артур Конан Дойль. Даже те, кто не знаком с творчеством писателя и считает, что чтение детективов – это пустая трата времени, знают персонажа, который сделал Дойля знаменитым – гениального детектива Шерлока Холмса. Шерлок умен и саркастичен, он умеет подмечать такие детали, на которые другой человек не обратил бы внимания. В раскрытии преступлений Холмс использует научные методы, логику и дедукцию. Шерлок представляется читателем сверхчеловеком, тогда как Ватсон олицетворяет обычных, «приземленных» людей. Таким образом, в истории детективной литературы появляется персонаж, который породил серию себе подобных. В детективах появляется образ двух людей: сыщика и его напарника, и два их мнения: «умного» Шерлока и «глупого» Ватсона.

Закончил лекцию Юрий рассказом о Гилберте Честертоне. Стиль письма Честертона отличается от всех, что были написаны ранее. Его особенность в том, что он мог совмещать веру в Бога с рассудительностью. Во многих его произведениях главным героем становится католический священник Браун –– рассеянный и подчас смешной человек, который, однако, обладает острым умом. При раскрытии преступлений он действует довольно необычным способом –– ставит себя на место преступника, и именно так раскрывает злодейства.


Следующую лекцию провела кандидат философских наук Дина Ягудина. Вместе с ней слушатели окунулись в сказку о муми-троллях. В лекции «Муми-тролль и реальность сна» Дина рассказала о смысле знаменитого цикла о далеких потомках скандинавских троллей. В своих книгах Туве Янссон рассказывает о муми-троллях — фантастических существах, ведущих вполне человеческий образ жизни. Чудо обыкновенной жизни, которое они воспевают, может состояться лишь при одном условии: каждый имеет право быть самим собой, но никто не имеет права думать только о себе.

Основная тема цикла – взросление личности. Книги Туве Янссон обладают философски глубоким взглядом на детство человека и его взрослую жизнь. В начале цикла – главный герой ребенок, который не обладает особенными личными чертами. На протяжении всех книг Муми-тролль проходит так называемый «Цикл становления героя» от Муми-дома к Муми-дому. Во время своего путешествия он узнает многое о мире, в котором живет, знакомится с новыми персонажами, задает вопросы и получает на них ответы, и возвращается домой. В конце произведения Муми-тролль смотрит на открывшийся перед ним мир совершенно по-другому.   

Закончилась «Курилка Гутенберга» выступлением философа Анастасии Тороповой и ее лекцией «Хоррор в кино: искусство страха». Анастасия рассказала о том, как устроены и зачем нужны фильмы ужасов, а также обратила внимание слушателей на то, что жанр «ужаса» схож с жанром «комедии»: зрители сами хотят, чтобы их напугали. В качестве примера лектор привела сериал в жанре хоррор-триллера «Американская история ужасов».

Что именно сделало «Американскую историю ужасов» одним из самых популярных сериалов на западе? «Американская история ужасов» — телеантология, каждый сезон которой представляет собой законченный сюжет со своими собственными темами, локациями и главными героями. Так, в сериале уже показали Лос-анджелесский дом с привидениями, суровую психбольницу из американских 60-х, шабаш ведьм в современном Новом Орлеане, цирк уродов, таинственный отель и кошмар, происходящий в доме в Роаноке. В основе каждого сезона лежат узнаваемые мифологические истории и персонажи. Подобные «страшилки» дают зрителю возможность увидеть знакомые мотивы в новой обработке. Многие критики считают, что «АИУ» – это современное переложение «Божественной комедии» Данте.

Так почему же фильмы ужасов так популярны, если подобные видео всегда содержат в себе негативные образы и заставляют зрителей испытывать неприятные эмоции: страх и отвращение? Психологи уже давно дали на это ответ: любой «ужастик» способствует выработке адреналина, и большинство людей считают ощущения при таком процессе достаточно приятными. Таким образом, хоррор щекочет зрителям нервы и дарит эмоции, которых не хватает в повседневной жизни. Человек испытывает потребность в острых ощущениях, а фильмы ужасов доступны всем желающим.

Курилка Гутенберга — некоммерческий образовательный проект, который работает на волонтёрских началах. За несколько лет существования он стал самым посещаемым лекторием в России с филиалами в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Омске, Астрахани, Уфе, Владивостоке, Кургане, Новосибирске, Томске, Краснодаре и Минске.

Для получения дополнительной информации о расписании лекториев в Московском Политехе обращайтесь в Студенческое научно-техническое общество – ауд. А-319, тел. +7 (495) 223-05-23 доб. 1155, e-mail: snto@mospolytech.ru.

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика