Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
30 декабря 2016

10 проектов, о которых мы еще не писали

С 19 по 24 декабря в Московском Политехе студенты всех направлений подготовки представили экспертам проекты, которые они готовили в течение семестра. Команды продемонстрировали высокую вовлеченность в проектный цикл от формулировки инженерной проблемы до создания опытного образца. На защите проектов, чтобы подчеркнуть их пользу и значимость, лидеры команд «качали» такие надпрофессиональные компетенции, как системное мышление и межотраслевую коммуникацию. Они ловко «отбивали» провокационные вопросы приглашенных экспертов из ведущих предприятий и научно-исследовательских организаций. Некоторые из ребят «сорвали» аплодисменты, сделав ставку на уникальность и коммерциализацию своих идей.

Сегодня мы не будем рассказывать о таких популярных разработках, как «Геоскан», «Маяк», «EasyLearning», «HealthU». На этот раз мы составили список проектов, которые до сих пор незаслуженно оставались в тени. Все они – результат долгого и успешного сотрудничества студентов разных направлений, их кураторов и экспертов из индустрии.

 

Изделия из фарфора

Один из самых красивых проектов Московского Политеха – создание изделий из фарфора. Заказчиком проекта выступил Кузнецовский завод, который славится тем, что выпускает изделия “не на потоке”: многие блюда, сервизы, вазы и скульптуры выполнены в единственном экземпляре, подписанном вручную художником. 

Студенты направления “Технологии художественной обработки материалов” занимаются обратной разработкой фарфоровых изделий – то есть исследуют готовое устройство, программу или продукт по принципу “из конца в начало”, чтобы понять технологию его создания. А еще работают над тем, как сократить время запуска новых изделий в производство. “Перед студентами была поставлена задача – применить технологию быстрого прототипирования, чтобы в сжатые сроки начать выпускать малые серии. Это удалось сделать, в этом семестре управились с двумя изделиями: с чайником (это сложная модель) и со штофом, он простой, в виде корпуса трансформатора тока – такая сувенирная продукция”, – рассказал куратор проекта зав. кафедрой профессор Михаил Ершов.

Студенты факультета информатики и систем управления делают редизайн сайта для завода и организуют устойчивую работу онлайн-витрины для его магазина. “Главное обстоятельство – чтобы проект был от предприятия. Так у нас и получилось. Гендиректор Кузнецовского завода – Игорь Николаевич Васильев – закончил МАМИ. Когда оказалось, что заводу нужны креативные идеи, за ними пришел к нам”, – говорит Ершов. “Стоит отметить, что в экспертный совет, который следит за работой наших образовательных программ, тоже входят наши выпускники. Один из них – начальник литейного цеха, другой владеет фирмой, которая наносит аэрографические росписи на автомобили, кто-то работает в художественном литье на предприятиях и в частном секторе. Такой разброс говорит о том, что мы даем востребованное образование широкого профиля”, – добавил Михаил Юрьевич.

 

Мини-аэросани

Самый зимний проект, который удостоился бурных оваций на представлении: аэросани. Для тех, кто не знает – такие сани обычно снабжены двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Ездить на них можно как по снегу, так и по льду.

Студенты сделали компактные санки с винтом, которые легко разбираются, транспортируются на авто и могут разгоняться до 30 км/ч. Есть действующая модель, зрителям был показан видеоролик о том, как аэросани выгружают из автомобиля и катаются на них по снежному полю.

"Это действительно здорово и весело, я бы с удовольствием покаталась на таких санях", – сказала член жюри, заместитель руководителя Центра проектной деятельности Московского Политеха Елена Беллис.

 

Веломобиль

Велосипед – отличное средство передвижения в городе, где наземный транспорт часто стоит в пробках. Но что делать любителям крутить педали, если хочется прокатиться на свежем воздухе? Участники проекта “Веломобиль” заняты разработкой идеального транспорта для путешествий на небольшие расстояния, по сельской местности и укромным уголкам природы. Итогом станет гибрид карта и велосипеда с отличной проходимостью и грузоподъемностью. Пока что на выставке проектов была представлена только мощная стальная рама устройства, но уже в следующем семестре планируется первый краш-тест гибридного образца.

 

Комплекс для утилизации полимерных отходов

Сколько разлагается обычная пластиковая бутылка? Более 150 лет. Использование большого количества пластика в быту ставит серьезную проблему, связанную с экологической безопасностью. Сложно найти человека, который никогда не слышал про «Тихоокеанский мусорный остров». Ежегодно в океан со всех материков сбрасывается до трех миллионов тонн пластика. Это наносит непоправимый вред окружающей среде, вымирают целые виды животных. Химические вещества, которые входят в состав различных видов пластмассы, разлагаясь, могут наносить ущерб здоровью людей. Утилизация пластиковых бутылок – один из наиболее востребованных сегментов рынка переработки.

Студенты Московского Политеха создают мини-комплекс для утилизации одноразовой полимерной посуды и мобильный комплекс для рециклинга полимерных отходов. Прорабатывается идея, как использовать полученные полимерные материалы для 3D-печати.

 

Концептуальная фара

Что любой водитель признает самым главным на дороге? Безопасность. Именно на нее ориентируются студенты Московского Политеха, разрабатывая «умные» фары для КамАЗа.

Адаптивные фары реагируют на поворот руля, скорость и автоматически настраиваются под дорожные условия. При повороте пучок света следует за направлением руля. Это важно для всех участников дорожного движения: поскольку свет адаптивных фар направлен на дорогу, риск ослепить водителя, двигающегося по «встречке», снижается.

У «умной» фары несколько режимов работы: когда водитель едет со скоростью до 55 км/ч, фары переходят в режим «ближний свет» и светят не дальше 50 метров. На скорости от 55 до 100 км/ч применяется стандартный ближний и дальний свет. При этом правая сторона дорожного полотна освещена лучше, чем левая (чтобы был виден край дороги и обочина). При скорости свыше 100 км/ч «умная» фара включает второй режим ближнего света (ближний свет фар увеличенной дальности), что позволяет безопасно двигаться прямолинейно на высокой скорости. Последний режим, «по бездорожью», включается, когда освещение хуже всего. Фары работают на максимальную мощность, используя все доступные режимы.

Студенты разработали концепцию фары и успешно защитили ее перед заказчиками.

(Фотографии с сайта “Колеса.ру”).

 

Прототип концептуального робота (meсha) для компьютерной игры

Электронщики (УТС), 3D-модельщики (САПР) и дизайнеры объединились в команду, чтобы создать концептуального робота для выставок для компании Pixonic, известной своими мобильными играми. Робот будет выглядеть как металлический четырёхногий паучок размерами примерно 2х1,5х1,5 м и сможет передвигаться по плоской поверхности, подниматься по лестницам, поворачиваться во все стороны и носить различные грузы весом до 50 кг. Кроме того, разработчики хотят добавить роботу еще одну способность: он сможет демонстрировать применение оружия с имитацией стрельбы.

Уже отработаны различные способы кинематики ног для будущего робота, созданы и напечатаны модели роботов, присутствующих в компьютерной игре. Meсha представят к концу учебного года, и уже в следующем семестре его можно будет возить на робототехнические выставки.

 

Кампус для Московского Политеха

Проект объединил студентов практически всех направлений подготовки: дизайнеров, строителей, инноватиков, энергетиков и пиарщиков. Исследуя предпочтения своих сверстников и преподавателей, ребята проектируют будущий кампус, прорабатывают концепцию пространства для современного университета.

Кампус состоит из территории, коммуникаций, зданий, транспортной системы, имущества и людей. При его проектировании как никогда важна интеграция и командная работа разных специалистов. В рамках проекта студенты решают широкий спектр задач:

●      С применением вариативного проектирования разрабатывают общую концепцию кампуса и его генеральный план;

●      Проектируют современную библиотеку, где студенты смогут в тишине и комфорте готовиться к парам и экзаменам;

●      Продумывают транспортную систему, чтобы перемещаться по территории кампуса, в том числе с использованием беспилотников;

●      Конструируют тепло- и электросети, обеспечивающие энергоснабжение, с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

 

Ровер для Луны

Кто мог предположить, что студенты первого курса, вчерашние школьники, смогут разрабатывать автомобиль для поездок по Луне? Технологи-машиностроители, дизайнеры и студенты транспортного факультета создают луномобиль, на котором космонавты смогут передвигаться по поверхности спутника Земли. Такие луноходы – уже давно не фантастика, их начали использовать еще в начале 1970-х годов. Лунные автомобили оборудованы собственной системой радио- и телевизионной связи, в них есть антенна для связи с Землей, а также они оборудованы цветными камерами.

Студенты Московского Политеха уже разработали трехмерную модель, а к концу учебного года должны предоставить функциональный прототип лунного ровера для экспедиций по Луне. Прототип должен содержать работающие системы (управления движением и навигацией, терморегулирования, связи), а также выглядеть как готовый автомобиль, т.е. иметь корпус и ходовую часть, а также рабочее место космонавта. Интерес к разработке проявляет РКК «Энергия».

 

Солнечная регата

Проект «Солнечная регата» длится всего два года, но уже хорошо известен среди любителей гонок на лодках. Основная цель «Солнечной регаты» – популяризировать инженерные профессии среди молодежи. Долгую кропотливую работу завершают увлекательные соревнования лодок на солнечных батареях.

К соревнованиям «Солнечная регата» допускаются команды, которые самостоятельно спроектировали и изготовили лодку, движущуюся на солнечных батарейках. Побеждают те, чьи разработки и изобретения для увеличения эффективности аккумулятора и скорости судна лучше всех. За время подготовки к соревнованиям студенты проходят интенсивный курс обучения инженерному мастерству, учатся слаженно работать в команде, привносят свой вклад в развитие экологической культуры.

Команда нашего университета всего за один год построила собственную лодку и приняла участие в нескольких этапах «Солнечной Регаты» в России. Дебют оказался успешным – на каждом из этапов наша легкая лодка оказалась в числе призеров. В этом году принято решение усовершенствовать старую лодку, а также создать несколько новых лодок, чтобы принять участие в других номинациях «Солнечной регаты»: скоростной глиссер и мореходный каяк. Прошлым летом ребята ездили в Нижний Новгород и Владивосток, в этом надеются попасть на основной этап гонки в Монако.

 

Термовакуумная камера

«Чем увлекаете, звезды небесные, силу великую знания жгучего?» – спрашивал Сергей Есенин еще в начале XX века. С тех пор человек успел слетать в космос, высадиться на Луне, запустить в небо тысячи спутников. Каждый день совершаются новые открытия, приближающие человека к покорению космоса, ученые и конструкторы посвящают себя исследованию и освоению небесных сфер. В Московском Политехе развивается направление «Современная космонавтика», студенты и преподаватели которого создали спутник «Маяк» и проектируют лунный ровер. Но развитие частной космонавтики сдерживается отсутствием инфраструктуры. Студенты Московского Политеха, консультируясь с компанией «Спутникс», создают термовакуумную камеру для испытания космических аппаратов в условиях, имитирующих космос. Система глубоковакуумной откачки позволяет поддерживать разряжение на уровне 10–4 Па. Спутник размещается на термостабилизированном столе, расположенном внутри камеры, стол имеет систему регулирования температуры в диапазоне от –70 до + 200⁰С. Охлаждение стола обеспечивается специально разработанной холодильной машиной, работающей на природных рабочих веществах. Опционально возможно оснащение вакуумной камеры азотным экраном, охлаждаемым жидким азотом до –195⁰С, азотный экран имитирует поглощающую способность излучения космическим пространством. Разрабатывается система автоматического регулирования и контроля параметров в камере, позволяющая дистанционно управлять процессом и получать данные с контрольно-измерительных приборов.

Как заявила студентка факультета химической и биотехнологии Арина Новикова, в команде которой восемь парней с разными компетенциями и функциональными ролями, управление проекта «Термовакуумная камера для испытания малых космических аппаратов» ведется методом scrum, а все проектные данные хранятся в «облаке». В этот момент все зрители и члены жюри поняли: эта «ракета» взлетит.

______________________

Московский Политех – один из флагманов проектного обучения в России: проектная деятельность ведется студентами с первого курса и до выпуска, что позволяет совмещать теорию и практику. Каждый студент в обязательном порядке участвует в проектных командах, решающих кейсы компаний—партнеров. Содержание образовательных программ разработано специалистами из индустрий, которые не понаслышке знают, в каком направлении развиваются их отрасли: они подбирают преподавателей, пишут учебные планы и утверждают их на экспертных советах, опираясь на образовательные и профессиональные стандарты. Благодаря такому подходу Московский Политех обучает своих студентов тому, что нужно индустрии сейчас и в перспективе.

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика