Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
28 ноября 2017

О влиянии революции на архитектуру рассказали на «Курилке Гутенберга»

24 ноября в Московском Политехе прошел первый лекторий просветительского проекта «Курилка Гутенберга» по архитектурной тематике под названием «Архитектура и революция». Об истории, назначении, инженерных решениях трех советских клубов рассказали Евгения Жукова из Музея Архитектуры им. А.В. Щусева, Мария Никитина из Музея Москвы и студентка отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ Юлия Реушенова.

  

Первые прототипы рабочих клубов появились еще до революции. Уже с 80-х годов XIX века по всей стране устраивались «народные дома», в которых рабочие из числа бывших крестьян могли общаться, читать книги, участвовать в кружках, таким образом приобщаясь к городской культуре. Одним из самых известных был Введенский народный дом, открытый в 1903 году совсем неподалеку от здания Московского Политеха, на Большой Семеновской улице. В советское время там снимали фильм «Карнавальная ночь». Здание в перестроенном виде сохранилось до наших дней, сейчас там находится театрально–концертный зал «Дворец на Яузе». После революции на смену народным домам пришли рабочие клубы. Сначала они располагались в отдельных производственных помещениях или на первых этажах жилых домов. Важную роль в формировании образа рабочего клуба сыграл конкурс на «Дворец Труда», в котором участвовали такие архитекторы, как Константин Мельников, Илья Голосов и братья Веснины. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже был продемонстрирован интерьер рабочего клуба, выполненный художником и дизайнером Александром Родченко. А уже в 1927-м, по случаю 10-летия Октября, началось активное строительство рабочих клубов по всему Советскому союзу. 

Клуб союза коммунальников на Стромынке стал одним из первых рабочих клубов в Москве. Константин Мельников – один из ведущих архитекторов советского авангарда до получения заказа на этот клуб уже работал на союз коммунальных служб при проектировании двух гаражей: Бахметьевского и на Ново-Рязанской улице. Клуб на Стромынке возводился им для работников Сокольнического трамвайного депо имени И.В. Русакова и вагоноремонтных мастерских. Благодаря нестандартным архитектурным и инженерным решениям, архитектору удалось сконструировать клубное здание большой площади на маленьком участке земли. В здании Мельников впервые воплотил в жизнь свою идею «системы зал» – трансформирующегося пространства, которое можно использовать как в качестве нескольких небольших аудиторий, так и объединив в один большой зал с партером, двумя углубленными боковыми секциями и тремя балконами. В основе задумки система «живых стен» – металлических штор на электромоторах, перекрывающих боковые секции и каждый из балконов. В целях экономии внутреннего пространства архитектор частично вынес балконы в трех консолях «в воздух» благодаря железобетонной конструкции, разработанной инженером Розановым. Также Мельников разграничил вход и выход в Клуб, а лестницы выхода расположил за пределами здания. Константин Мельников использовал широкий спектр форм и приемов для реализации своих замыслов, благодаря чему не вписывается в рамки современных ему архитектурных направлений. Критикуемый как классиками, так и конструктивистами, Мельников строил в своей уникальной манере для рабочих, которым пришлась по вкусу эта новая архитектура.

Проект ДК имени Зуева был заказан двум архитекторам: Константину Мельникову и Илье Голосову. Несмотря на то, что Мельников был популярным архитектором, конкурс выиграл Голосов. Он соединил крупный блок здания с полностью остекленным угловым цилиндром, чья диагональная направленность как бы прорезает четкую геометрию улиц. В клубе находился театральный зал, помещения для кружковых занятий, библиотека. С последней связана газетная заметка, в которой говорится, что работницам трамвайного парка приходилось быстро бегать, чтобы успеть в обеденный перерыв сдать книгу в абонемент и получить новую. Кроме того, в клубе работал художественный кружок, о чем свидетельствуют фотографии с выставок самодеятельности. Участники кружка рисовали друг друга, а также делали копии со знаменитых картин из собраний московских музеев.

.

В отличие от двух предыдущих клубов, Дворец культуры пролетарского района должен было обслуживать не одно предприятие, а сразу несколько. В 1930-м году из–за большой концентрации промышленных производств район получил название Пролетарского. Первый клуб для рабочих располагался в соборе Симонова монастыря. Зимой 1931 года рабочие взорвали часть монастырских зданий, чтобы освободить место для нового Дворца культуры. Объявленный архитектурный конкурс не выявил победителя, а строительство было поручено братьям Весниным. В основу здания лег проект синтетического театра массового действа, с которым архитекторы победили на конкурсе в Ростове-на-Дону. Гигантский театральный зал так и не был построен, возвести успели только клубную часть с малым театральным залом. Специально для него художники братья Стернберги разработали оригинальное цветовое решение: стены фойе были выкрашены в ярко оранжевый, зал снаружи – в синий, а изнутри – в лимонно-желтый. В дневное время зал освещался естественным светом, что позволяло экономить электроэнергию. В зале была замечательная акустика за счет деревянного подвесного потолка, который работал как резонатор.

В облике ДК ЗиЛ отражаются все пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье: дом на ножках, ленточное остекление, плоская кровля, свободная планировка и свободный фасад. Равномерное покрытие цементной штукатуркой создает эффект, будто здание целиком возведено из железобетона, однако при строительстве был в основном использован кирпич, в том числе оставшийся от Симонова монастыря. План клубной части напоминает базилику с тремя центральными столбами, ведущими к выступу зимнего сада и поперечному трансепту. Как и в соборе, над средокрестием расположен купол – обсерватория. В советские годы она служила целям атеистической пропаганды: наблюдение за звездным небом позволяло доказать, что никакого Бога на небе нет.  С крыши ДК ЗиЛ открывается отличный вид на Москву. Всего лишь с высоты 4 этажа можно увидеть Кремль, Храм Христа Спасителя, Шуховскую башню, 7 сталинских высоток и деловой центр «Москва-Сити».

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика