Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет

100500 вопросов, на которые нужно ответить себе перед ЕГЭ

Время чтения: 4 мин

Ольга Шабалина, преподаватель Инженерной школы (факультета) Московского Политеха и куратор олимпиады НТИ, рассказывает, как безболезненно и с наибольшей выгодой для себя сменить статус «перспективный школьник» на «успешный студент».

Я два раза в своей жизни поступала в Высшую школу экономики и оба раза доучилась до конца — закончила бакалавриат и магистратуру. За 6 лет обучения успешно сдала 24 сессии. Однако при этом готовиться к поступлению я начала только в конце десятого класса и ни в одной олимпиаде не дошла до финала. Когда я поступила, то первые полтора месяца болела так, что не могла встать с кровати и со всеми однокурсниками познакомилась через Вконтакте, в то время, как они уже вовсю готовились к первой сессии, которая в ВШЭ проходит в октябре, кстати. Поэтому, первое, что я могу вам посоветовать — не делайте как я!

С чего нужно начинать подготовку к поступлению, с выбора специальности/вуза или с выбора предметов для сдачи ЕГЭ?

На мой взгляд — ни то, ни другое. Попытайтесь понять, чего вы хотите от жизни — сейчас и через 5-7 лет (т.е. к тому времени, как вы закончите вуз). Звучит фантастически — многие мои ровесники и даже люди на пять-десять-двадцать лет старше не находят сил в себе ответить на этот вопрос, но вдруг вы сможете? Попробуйте.

Есть три важных составляющих вашего будущего «Я»: финансовые амбиции, целевой образ жизни, желаемые отрасль и функционал.

Возьмите лист бумаги/откройте заметки в телефоне и зафиксируйте для себя ответы на несколько вопросов. При желании вы можете никому не показывать результат, поэтому постарайтесь быть предельно честными перед собой и не оглядываться на мнение родителей, друзей, педагогов.

1. Сколько денег я хочу иметь через 5-7 лет?

Мне важна крутая машина? А квартира на Остоженке? Это не шутка. Чем подробнее вы напишите, тем полезнее это для вас будет. Например, «К 2025 году я хочу иметь BMW последней модели, трехкомнатную квартиру в таком-то районе, месячный доход от такой-то суммы…».

2. Как выглядит моя ежедневная рутина через 5-7 лет?

А это — то, что мы назвали целевым образом жизни. Как я хочу жить? Спокойно сидеть на своем рабочем месте с 9 до 18 (и нет, это необязательно плохая и скучная работа)? Я хочу развивать свою компанию и готов к рискам? А есть ли у меня семья? Много ли времени я провожу с друзьями? Нарисуйте себе картинку, как проходит ваш обычный рабочий день и выходной. Учтите, что уже сейчас у вас есть определенные предпочтения, представления о комфорте, и вряд ли они кардинально поменяются. Если очень любите спать по утрам, то работая в крупной компании, в которой корпоративные стандарты предполагают начало рабочего дня в 8 утра, вы, вероятно, будете страдать.

3. Какие функции мне было бы интересно выполнять и в какой отрасли?

Ваша профессиональная деятельность складывается из двух вещей: функционала и отраслевой специфики. Самое приятное состоит в том, что вы имеете возможность стать специалистом в той роли, которая наиболее отвечает вашим сильным сторонам, но при этом в той отрасли, которая вас издавна интересует, даже если первое и второе на первый взгляд плохо совместимы. Например, если вы сильны в пиаре или журналистике, но взахлеб читаете про технику и роботов, то не стоит себе отказывать в удовольствии попробовать поработать в отраслевых медиа.

При этом осведомленность об отраслевой специфике делает вас как профессионала ценнее для рынка по сравнению с конкурентами, имеющими «общую» подготовку.

Представим, что, глубоко покопавшись в себе, вы определились с вашей будущей профессиональной деятельностью. Пора выбирать вуз. Чаще всего мы ищем на сайте вуза название интересующей специальности и какие экзамены нужно сдавать, чтобы подать документы на нее. Но обратите внимание еще и на описание образовательной программы: когда она открыта (особенно важно обращать внимание на это «технарям»), кто преподает, сколько часов уделяется предметам, которые важны и интересны для вас.

Конечно, можно прийти на день открытых дверей и пообщаться с академическим руководителем программы. Он вам расскажет, что прописано в учебном плане, если вуз отслеживает своих выпускников, то вы узнаете, в какие компании они попадают. Там же у вас есть шанс пообщаться со студентами и выпускниками. И важно, что последние — наиболее ценный источник информации, особенно если с выпуска прошло несколько лет — это люди, которые уже успели найти себя (или нет) на рынке. Ищите интересные образовательные мероприятия, отраслевые конференции, на которых можно пообщаться с вашим потенциальным работодателем — зачастую у них свои требования и ожидания от выпускников конкретных вузов, факультетов, образовательных программ. Если вас заинтересовал кто-то — подойдите к нему, узнайте, как прийти в ту сферу, которая вам интересна. Например, «я бы очень хотел заниматься популяризацией науки, сейчас я учусь в десятом классе, скажите, как мне действовать? Мне поступать на биологический или журфак?»

Действительно, существует много профессий, 1)по которым может не быть актуальной учебной программы 2) существующих на стыке наук. И для построения образовательной траектории вам необходимо поговорить с актуальным практиком. А лучше — с несколькими.

Важно не получить головокружение от успехов. Не думайте, что если вы лучше всех в классе, это реально поможет вам в дальнейшем. Те качества, которые вам требуются, чтобы быть молодцом сейчас, никак не связаны с теми качествами, которые понадобятся, чтобы стать хорошим специалистом и обеспечить тот уровень счастливого существования, на который вы рассчитываете.

Не полагайтесь на удачу, фиксируйте на бумаге все то, о чем говорилось выше. Фиксируйте комфортные и некомфортные ситуации, держите в голове свои успехи и помните, что можете много стоить на рынке. Для того, чтобы не страдать и много получать от этого рынка, вам нужно сейчас сформулировать, что вы хотите, и транслировать это своему будущему работодателю. Не только работодатель вам транслирует свои требования, но и вы ему.

И напоследок. Не вуз определяет на 100 процентов ваше дальнейшее продвижение, но ваша активность, в совокупности с вашим обучением. На протяжении всех четырех лет активно ищите знакомства с интересными специалистами в вашей сфере. Пиарьте себя. Не бойтесь позвонить человеку. Сделайте себе визитку. Предлагайте ее всем и собирайте чужие. Не бойтесь френдится, не бойтесь отмечать людей в фейсбуке, чтобы они про вас помнили. Научитесь знакомиться с людьми и получать от них то, что вы хотите. Не бойтесь дружить со студентами других академических программ, вместе участвовать в проектах, ездить куда-нибудь. Удачи!

____________________________________________________________________________

 

 

                       

  Практикумы жизненного самоопределения для старшеклассников

                                                                                                                                                                                                                                   А.А.Третьяков,

                                                                                                             Институт опережающих исследований имени Е.Л.Шифферса

 

                                                                                                                                         Сейчас они восьмиклассники, и считают,

что им ещё рано думать о том, кем быть.

И родители тоже эту установку поддерживают,

что детям рано об этом думать.

А потом вдруг наступает 11-й класс –

и уже поздно, надо выбирать.

Из разговора с завучем

 

        Традиционные формы профориентации в виде рассказов о профессиях и экскурсий на предприятия – не заменяют жизненного опыта и понимания. Психологические тесты, измеряющие свойства индивида как объекта измерения, и дающие основания для рекомендаций о выборе профессии – не заменяют его собственного личного выбора по убеждению. А на основе чего его делать

       Сегодня сфера профессионализации и трудоустройства абсолютно запутана. Начиная с атласа профессий АСИ, представляющего собой оторванный от реальности набор фантазий про цифровую экономику и постиндустриальное общество. Рациональные механизмы выбора  призвания отсутствуют, преобладает иждивенческая установка: кто-то должен за меня решить проблему, как – не моё дело. Реальные связи вузов и корпораций отсутствуют (вузы якобы  готовят суперкадры, одновременно корпорации кричат о нехватке специалистов, но никаких связей так и не сформировано). При этом вовсю развёртывается формирование в России сословного государства, где все хлебные места занимают дети представителей власти.

        Конечно, у учащихся обычных школ существенно больше жизненного опыта, чем у воспитанников детских домов. Но, как ни странно, при живых родителях, их дети очень часто не понимают, как заводить семью, собственное жильё, вообще планировать свою жизнь.

       Существует традиционная проблема школьника – зачем мне все эти учебные предметы, что я с ними буду дальше в жизни делать? И с введением в школы проектов она нисколько не уменьшилась.

       Наоборот, прибавилась ещё одна новая форма работы, про которую ничего не понятно. Поскольку ФГОСы не описали, что такое проект, не задали понятия проекта – этим словом стали называть привычные вещи: рефераты и ручные поделки.

      Положение вроде бы начало меняться с созданием инженерных классов и организацией проектных олимпиад: в школах появилась материальная база, проектное обучение ведётся в контакте с профессионалами. И сразу же обнаружилась разница установок: учебные предметы, исходно связанные с деятельностью, направленной на установление истины (хотя сегодня большей частью представляют мантры, плохо проверяемые в жизни, например, что земля имеет форму шара), сталкиваются с проектной установкой на преобразование мира. Проектный критерий – реализуемость. Нельзя сказать, истинный или не истинный самолёт вы спроектировали. Он должен полететь. Не полетит – проект не реализован.

        Этот разрыв проектного и предметного, академического образование накладывается на существующую профилизацию, когда сокращаются "не нужные" по профилю предметы, и технари просто не видят вещей, очевидных гуманитариям, а гуманитарии – вещей, очевидных технарям. А если ещё учесть множество совершенно разных содержаний и форм дополнительного образования, становится совершенно не понятно, как это всё собирается на отдельном ученике. И что с этим дальше делать в жизни.

    Институциональных форм для решения этих проблем сегодня явно не хватает. Но всё радикально меняется, если активизировать самостоятельное движение школьников по решению проблем ориентации и жизненного самоопределения, и распространить проектную установку на свою собственную жизнь. Появляется осознанное отношение к учёбе и понимание того, что и зачем тебе дальше в жизни понадобится. Наш институт такие формы активизации использует с начала 2000-х годов. Я рассказывал об этом на вебинаре, который можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/udelXMGS8xA. Более подробно о практикуме по жизненному самоопределению можно узнать на страницах  http://project201502.tilda.ws/  и https://www.facebook.com/prazhisam/.

     Впрочем, самостоятельное движение школьников не исключает возможности формирования институциональных форм – связей с вузами и предприятиями, ориентации в жизни и в мире профессий, понимания того, как устроен мир. С 8 до 11 класса тут времени много. Мы готовы к сотрудничеству в организации такой практики. Писать нам об этом можно по адресу: atretiakov@shiffersinstitute.com.

Яндекс.Метрика