Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет

Время мыслить нестандартно
интернет-издание
05.03.2019
СМИ: Учительская газета

Участвуя в чемпионатах и конкурсах, ребята не только приобретают предпрофессиональные навыки, навыки проектирования и исследования, но и получают возможность представить результат своей работы профессиональному экспертному сообществу - преподавателям, сотрудникам лабораторий вузов, специалистам-производственникам. Школьники видят значимость и степень востребованности проведенных ими испытаний в современной науке и на производстве.

Образовательное пространство города Москвы представлено широким спектром интеллектуальных площадок, направленных на формирование ключевых компетенций современного школьника. Такими площадками являются технопарки, skills-центры по отдельным компетенциям WS, центры молодежного инновационного творчества, лаборатории вузов - участников городских проектов по продвижению и популяризации в школьной среде инженерного, медицинского образования, по развитию проектно-исследовательской деятельности, способствующей осознанному выбору сегодняшними учениками современных профессий в наукоемких отраслях экономики.
С целью развития творческого потенциала школьников, формирования интереса к фундаментальной науке, инженерному делу, инновационным технологиям, новым материалам в Москве запускаются новые профориентационные и предпрофессиональные образовательные проекты, объединяющие ресурсы школы, вузов, центров инновационного творчества. Ученики профильных и предпрофессиональных классов получают возможность обучаться как на площадках школы, так и на научно-производственных площадках города.
Существенную роль в эффективном взаимодействии школа - вуз играют соревновательные площадки.

Конкурс проектных и исследовательских работ
Одной из таких соревновательных площадок является Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся (МГК). Несколько лет наша школа является межрайонной площадкой по организации и проведению межрайонного этапа МГК. Ребята из 24 школ встречаются вместе и представляют свои работы по инженерному, научно-технологическому, медико-биологическому, экономическому, гуманитарному направлениям. Из года в год интерес к конкурсу повышается. В этом году в межрайонном этапе конкурса приняли участие более 100 учителей, среди которых были и эксперты, и научные руководители, около 400 обучающихся 1‑11‑х классов, представивших свои работы в 17 секциях, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, студенты 12 факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова, преподаватели Московского политехнического университета.
Впервые в этом году на нашей межрайонной площадке конкурса работала секция «Инженерные проекты», на которой школьники инженерных классов представили проекты по актуальным исследовательско-конструкторским задачам. Оборудование для роботизированных автономных ферм, экологичные ресурсосберегающие технологии, разработка и создание различных электронных устройств и даже собственноручно изготовленный компактный реактивный двигатель продемонстрировали участники конкурса экспертам секции.
Такие передовые и содержательные проекты не могли быть представлены без серьезной поддержки ведущих инженерных вузов Москвы (Московского политеха, МИРЭА, МГТУ имени Н.Э.Баумана), активно развивающих кружковое движение школьников. Выбирая кружок по интересу, ребята получают возможность значительно расширить свои знания в определенной научно-технической области, что позволяет им стать реальными участниками проектных команд и вместе с учеными, специалистами-производственниками пройти путь от рождения научной идеи до ее полной реализации. Конкурсные площадки становятся дискуссионными, объединяющими всех - школьников, научных сотрудников, преподавателей, производственников, - для кого многогранный и увлекательный мир науки и техники является смыслом жизни.
Как показывает практика, участие в таких мероприятиях помогает ребятам сделать осознанный выбор своей будущей профессии, а результативное участие в конкурсах дает дополнительные баллы при поступлении в вуз, который ребята уже знают не через сайт, а через профессиональный диалог, начавшийся задолго до поступления в лабораториях и учебных аудиториях. Вузы ждут этих ребят, имеющих неоспоримые конкурентные преимущества: обширные знания и умения, необходимые для будущей профессии, опыт научной работы, публикации.

Время быть инженерами
Как уже отмечалось, соревновательные площадки объединяют единомышленников: ребят из разных школ, преподавателей, студентов вузов (на соревнования не придут те, кому это неинтересно!). Вместе обсуждают проектные идеи, отстаивают полученные результаты, находят правильные и оригинальные решения. Именно такая атмосфера профессиональной заинтересованности, азартного и смелого диалога со сверстниками, с членами жюри отмечалась на межрайонном брейн-ринге «Время быть инженерами», который тоже состоялся в нашей школе. Команды ребят инженерных классов школ нашего межрайона демонстрировали свои познания в области механики, математики, машино- и самолетостроения. Но не только знания в области инженерии помогли школьникам проявить себя. Важную роль сыграло их умение креативно, нестандартно мыслить.
Илья Николаевич Вольнов, исполняющий обязанности декана Инженерной школы Московского политехнического университета, председатель жюри брейн-ринга, высоко оценил игру: «Инженер будущего и уже настоящего - это тот, кто решает неожиданные и невозможные задачи. Когда ты сталкиваешься с невозможным, ты понимаешь: путь к этому невозможному сложный, нелинейный, многоходовый, требующий мобилизации. Все команды-участницы мобилизовались, проявили живой подход к той ситуации, в которую они были поставлены. Ощущение соотнесения себя с актуальной проблематикой, необходимостью активно на нее отвечать должно быть непрерывным состоянием ребят - будущих инженеров, которые в недалеком будущем ответят на большие вызовы, найдут свои решения».
Математические бои
В прошлом году школы города включились в еще один городской проект - «Математическая вертикаль». В рамках проекта ресурсные центры предлагают школьникам интересные математические игры, например математическую абаку, математическое домино. Ребята с удовольствием играют. И это послужило импульсом для открытия в нашей школе еще одной интеллектуальной соревновательной площадки - математические бои. Нас поддержал механико-математический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Вместе проводим математические бои, к которым проявили большой интерес школьники 5‑10-го классов (не только математических!).
Математические бои - это командная форма работы, направленная на формирование навыков коммуникации в решении нестандартных задач, в поиске простых и оптимизированных решений. Посредством таких игровых форм формируется навык за короткий промежуток времени оценить задачу, предложить пути ее решения, выбрать из них наиболее точное и из полученного результата сделать выводы о некоторых математических аспектах. Участвуя в матбоях, школьники учатся не только решать задачи, но и работать в команде, представляя ее общий интерес как в роли участника, так и в роли лидера. Именно эти качества (креативность мышления, альтернативность решений, оценка результата, командный интерес) крайне необходимы современному специалисту для работы в серьезных проектных командах в сфере инженерии, экономики, инновационных технологий.
В то же время нельзя не отметить, что в последние годы растет заинтересованность университетов в работе со школьниками уже начиная с достаточно ранних классов. Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории функций и функционального анализа механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Михаил Сергеевич Лобанов считает, что, с одной стороны, это вызвано конкуренцией ведущих вузов за будущих абитуриентов, а с другой - имеет достаточно серьезную содержательную составляющую. Работа со школьниками в формате кружков и олимпиадных практикумов непосредственно влияет на уровень математической культуры будущих студентов и на их последующие научные успехи.
Некоторые разделы и методы серьезной олимпиадной математики (например, элементы теории графов, понятие инварианта, задачи на построение алгоритмов) в той или иной степени связаны с актуальной повесткой фундаментальных и прикладных исследований. При таком подходе математические бои и другие регулярные соревнования являются важным элементом мотивации школьников для регулярной серьезной работы как на уроках, так и в кружках. Сегодня уже не нужно убеждать ребят в том, что заниматься математикой очень важно, что именно за математикой и информационными технологиями будущее, что математика - основа успешной карьеры практически для всех профессий на Земле. Ведь сегодня любая профессиональная востребованность во многом зависит от понимания современных технологий, умения нестандартно мыслить.
Таким образом, разнообразные соревновательные площадки в образовательных организациях столицы предоставляют московским школьникам возможность свободного выбора различных видов творческой деятельности по самым передовым научным направлениям. Такая вариативная насыщенная образовательная среда позволяет каждому школьнику почувствовать себя успешным сегодня, с уверенностью идти в завтрашний день.

Теги:

← Вернуться к списку

Яндекс.Метрика